3 сентября 2018 г.
Опыт работы в связях с общественностью, где много времени и сил посвящается созданию сайтов, корпоративных брошюр и материалов для медиа, вдохновил меня к написанию этой статьи. Ведь все без исключения сайты и корпоративные профили, а также экаунты обладателей персональных брендов в социальных сетях содержат фотографии, основная задача которых — формировать репутацию компании или личного бренда. Любая визуальная информация, выходящая вовне, является точкой контакта вашего бренда с потребителем. Чем приятнее для потребителя эта точка контакта — тем выше и надежнее репутация бренда. Я хочу остановиться на самых распространенных ошибках и предостеречь предпринимателей от урона их имиджу и репутации.
Сегодня я наблюдаю две крайности в визуальном отражении как собственной личности предпринимателя, так и компании. С одной стороны, большинство людей в бизнесе по-прежнему придерживаются устаревших правил и представлений о том, как должен выглядеть руководитель, акционер, врач, адвокат, банкир и другие профессии. С другой стороны — нелепое копирование американских и английских концепций бизнес-фотографии, когда врач вдруг начинает выглядеть на фото как финансовый воротила и «Волк с Уолл-Стрит», а банкир застенчиво смотрит на нас с фотографии, подпирая подбородок ладонью.
Этому явлению есть логичное и понятное объяснение. Современному бизнесу в России очень мало лет. Практически, стоит вести отсчет с 1990 года — когда начались первые корпоративы. Соответственно, и культура предпринимательства, культура самопродвижения и позиционирования формировались стихийно, путем проб и ошибок. Часто — очень дорогих, просто из-за отсутствия знаний и компетенций. Преуспеть в бизнесе хотели многие, а остались на плаву единицы, за счет врожденной сообразительности и предприимчивости.
Тогда родилось выражение «малиновый пиджак», характеризующее успешного кооператора. Женщины же одевались во все, что по их мнению выглядело «дорого»: начиная от пуховых кардиганов с пластиковыми сияющими камнями до блузонов с лейблами «Dolce and Gabbana» и «Versace» турецкого или польского производства. Позы на фото для корпоративных печатных материалов были взяты из советского бюрократического прошлого. Если крупный руководитель — то обязательно за огромным дубовым столом рядом с телефоном или телефонной трубкой у уха. Ведь если рядом с телефоном — значит, начальник всегда занят. Стол, особенно поставленный буквой Т, означал беспрекословное главенство директора. А перпендикулярно, «языком» поставленный стол для подчиненных показывал масштаб бизнеса. Чем длиннее «язык» — тем больше подчиненных, тем крупнее компания.
Одними из моих первых клиентов были руководители среднего размера нефтеперерабатывающей компании. Так вот они даже специально ездили в Африку, на Берег Слоновой Кости — заказывать себе в кабинеты мебель из настоящего красного дерева ручной работы. Почему так далеко? Они доставляли туда какие-то нефтепродукты, и мебель, в результате, обходилась им совсем дешево, а выглядела весьма внушительно. Соответственно, и фотографии для прессы делались в этих темных тяжеловесных интерьерах среди массивной мебели из красного дерева. Хорошо, что ребята они все были молодые и крупные и не выглядели пигмеями на фоне этих внушительных памятников африканской резьбе по дереву. Будь на их месте «красные директора» с лишним весом и одутловатыми лицами, фотографии носили бы комичный оттенок, особенно в сочетании с любимым партийным «зеленым сукном» и портретом вождя на бэкграунде.
Времена меняются. В конце 90х — начале 2000х уже стали приезжать американские имиджмейкеры, работать с нашими первыми лицами. Консультировать их в предвыборных кампаниях, готовить к телевизионным и публичным живым выступлениям. Так, например, самый известный и авторитетный в мире специалист по языку тела, американец Аллан Пиз консультировал Анатолия Собчака в переходный период его карьеры — от назначенного чиновника к избираемому. Надо признать, что английские, американские политтехнологи и имиджмейкеры являются самыми сильными в этих профессиях и до сих пор.
Глубокое изучение человеческой психологии, мимики, жестов и поз, а так же их влияние на успех в карьере и бизнесе, дает огромное преимущество тому, кто владеет этими знаниями. Во всех авторитетных высших учебных заведениях и колледжах Европы и США в обязательном порядке преподается риторика, психология, полемика и язык телодвижений. К сожалению, студентам большинства российских ВУЗов такие предметы недоступны, а если они и включены в программу, то эффект от их изучения весьма сомнителен — так как преподавание часто ведется специалистами, которые слабо владеют предметом. Просто потому, что современному российскому бизнесу очень мало лет, а проходить стажировку в американских или английских университетах не всегда по карману нашим преподавателям.
Как же быть? Самостоятельно читать литературу, смотреть обучающие видео, находить в интернете сайты компаний-лидеров — обязательно именно по вашему направлению (а не тому, что понравился), и копировать. Объясню, почему копировать. Бизнес-культура сделала вперед гигантский шаг с начала 90х. Почему я упоминаю именно это время? Просто сейчас у руля многих компаний и учреждений люди, которые выросли в СССР. Психологически личность их сформировалась именно в советский период, и переделать мышление в возрасте
Руководитель, сидящий за столом с трубкой телефона в 2018 году, выглядит ретроградом — пусть даже в его руке сверкает смартфон последнего поколения. Плохая идея — фотографироваться на корпоративный экаунт в социальной сети в темных очках, пусть они даже очень вам идут и дорого стоят. Темные очки — знак того, что вы прячете глаза от клиентов. Так поступают гангстеры или мошенники. Представитель современной компании смотрит уверенно и прямо в глаза сотрудникам и клиентам, пусть даже эти глаза окружены морщинами. Для хороших фотографий просто наймите профессионального фотографа, который уберет с вашего лица при помощи специальных программ усталость и возраст.
Бизнес сегодня идет в сторону удобства и дружелюбности как для клиентов, так и для сотрудников. Мощная забронзовевшая вертикаль корпоративной власти становится мягче. Конечно, отношения руководитель-подчиненный сохраняются, но подчиненный не чувствует себя недочеловеком при общении с руководителем. Именно поэтому появились переговорные с круглыми столами и прозрачными панорамными окнами, интерьеры помещений стали светлее и ярче, в офисах появились произведения современного искусства, а за спиной руководителя уже не портрет вождя, а логотип своей собственной компании или подлинник достойной живописи. Постеры тоже уходят в прошлое. Сейчас можно приобрести оригиналы любопытных интересных авторов по доступной цене. Я рекомендую клиентам максимально использовать бренд своей компании в фотографиях, поэтому логотип компании (ее лицо) должен быть красивым, современным и отражать миссию и ценности компании.
В соответствии с фирменными цветами компании, зафиксированными в ее брендбуке, должна подбираться и одежда персоналу/акционерам для фотографий корпоративного портфолио. Весь ряд визуальных элементов вашей компании должен выглядеть согласованно. На фотографиях с отдыха или праздника вы можете себе позволить одеться по собственному усмотрению, но для корпоративного портфолио стоит следовать брендбуку. Это же правило касается причесок и макияжа. Распущенные волосы у дам дозволены в любых вариантах фотографий, кроме бизнес-фото. Это же касается и глубоких декольте. Не стоит путать сайт знакомств с корпоративным сайтом, а также экаунтом компании в соцсети. Вихры, которые так любят бывший министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон и нынешний Президент США Дональд Трамп — не образцы для подражания. Скорее примеры, как делать не стоит. Сегодня существуют средства по уходу за волосами и стилисты, способные усмирить непослушные волосы.
Скрещенные руки на груди, подпертый рукой подбородок или дамский пальчик у щеки — не для корпоративных фото. Скрещенные руки, как и пальцы рук спереди на столе «в замок» — знак неуверенности в себе, признак интроверта. Рука у лица означает, что человек нечестен, пытается что-то скрыть от собеседника. Более подробно об этом можно прочесть в двух книгах Аллана Пиза «Язык телодвижений» и «Новый язык телодвижений». На сегодня более полной и доступно написанной литературы для широкого круга читателей еще никто не создал.
В заключение хочу вам пожелать серьезно относиться к такому важному элементу визуализации компании, каким является корпоративное портфолио руководства и сотрудников компании. Сделайте себе отличный фотобанк на все возможные случаи: для сайта, для прессы, для социальных сетей. Пригласите хороших фотографов, имиджмейкеров, визажистов и специалистов по поведению в кадре (в России их можно найти в театральных, кино и телевизионных вузах). Поверьте, важно все — и как работает компания, и как она выглядит в глазах клиентов.
Источник: Екатерина Гоулд, владелица PR агентств Digital Boutique и Digitique