12 сентября 2018 г.
Реальные истории успеха и эффективный инструментарий цифровизации были представлены
Автоматика должна быть автономной
Ключевым выступлением пленарной части форума стал рассказ Эндрю Сазерлэнда, старшего вице-президента Oracle по технологиям и системам в регионах ЕМЕА и APAC, об автономности, которая в самом скором времени заменит привычную сегодня автоматизацию. В отличие от автоматизации, то есть от механического повторения однажды запрограммированной последовательности действий, автономность в значительной мере полагается на обратную связь.
Автономная система не просто выполняет какую-то задачу. Она контролирует процесс собственной деятельности, оценивает её результат по ряду предварительно заданных критериев, при необходимости корректирует своё же поведение, — словом, обучается. «Автономные машины начинают присматривать сами за собой», — так это сформулировал Эндрю Сазерлэнд.
Речь не идёт об одних только умных сборочных агрегатах, способных, например, корректировать позицию своих манипуляторов в пространстве в зависимости от того, как расположена данная конкретная заготовка на конвейерной ленте. Автономной машиной может стать целый город, оснащённый связной системой умных датчиков на парковках, данные с которых сводятся в единую динамическую базу.
В результате водители, желающие припарковаться, не тратят время на поиск свободного места: смартфонное приложение само определяет ближайший доступный слот и бронирует его для данного конкретного авто, — остаётся лишь доехать до указанного на карте места. Подобные системы уже начинают развёртываться в Гонконге и Сингапуре.
В ритейле автономным технологиям также найдётся место. Они способны едва ли не полностью переопределить привычные способы взаимодействия покупателя с продавцом, не менявшиеся, кажется, со времён возникновения товарно-денежного обмена. Amazon, к примеру, экспериментирует сейчас с предиктивными продажами. На основании истории заказов данного клиента и его потребительского профиля система автономно формирует для него очередную корзину покупок.
То бишь сама оформляет заказ, сама передаёт его на склад и в логистическое подразделение, сама снимает деньги с банковской карты. В итоге человек получает ряд гарантированно нужных ему товаров как раз к тому времени, когда действительно уже начал бы подумывать об их заказе. Товары фактически продают себя сами — и, как утверждают экспериментаторы, доля возвратов таких покупок в рамках тестовой программы не превышает 1%.
Понятно, что автономные продажи хороши для регулярно возобновляемых категорий товаров: продуктов, предметов личной гигиены и т. п. Но и в ИТ-ритейле для подобных решений найдётся место, — взять хотя бы расходные материалы для принтеров или сменные аккумуляторы для ноутбуков. Эндрю Сазерлэнд в своём выступлении предупредил: в среднесрочной перспективе ритейлеры, не способные автономизировать свои продажи, окажутся за бортом — поскольку не смогут конкурировать с самообучающимися предиктивными системами.
Оракул умных технологий
Вот здесь-то на помощь бизнесу, который физически не в состоянии поспеть за уходящим в светлую даль локомотивом прогресса, и готова прийти на помощь Oracle. Сегодня в среднем до 70% выделяемых на ИТ средств уходит на поддержание уже имеющейся инфраструктуры. Ни денег, ни времени, ни людских ресурсов на разработку собственных автономных решений с нуля у компаний нет.
Единственный разумный выход — инвестировать в уже созданную профессионалами разработку автоматизации на базе машинного обучения и адаптировать её к своим задачам. Oracle предлагает свои решения в виде PaaS — platform-as-a-service, и готова активно сотрудничать с заказчиком в плане адаптации такой платформы под его конкретные нужды. «Пусть данные заботятся о себе сами», — резюмировал Эндрю Сазерлэнд.
Автономная самообучающаяся база данных располагается в облаке и характеризуется солидными возможностями самозащиты от внешних киберугроз (а иначе сегодня попросту невозможно обеспечить должный уровень безопасности), а также самодиагностики и самовосстановления. Дополненная технологиями блокчейна и речевой коммуникации (посредством чат-ботов либо голосового интерфейса), PaaS доступна для освоения самыми далёкими от технических премудростей клиентами. Желающим испробовать новую услугу Oracle предлагает три тысячи часов бесплатного тестирования своих автономных облачных бизнес-инструментов.
В ходе пленарной части Oracle IMPACT выступили представители компаний, уже внедривших новую платформу и достигших с её помощью ощутимых результатов: «МТС», «ФосАгро», «ВымпелКом», «Орбита» (Центр практического применения блокчейн-технологий). На последовавших затем сессиях обсуждений и в интерактивной зоне форума были представлены такие сценарии приложения автономных решений, как роботы-официанты, дрон-автостраховщик, персональный виртуальный помощник (чат-бот с функциональностью личного секретаря), блокчейн-технологии в логистике, управлении активами и страховании.
Источник: Максим Белоус для crn.ru