23 октября 2018 г.

Дмитрий Кравченко

Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России, рассказывает о сверхлёгких бизнес-ноутбуках, о ценности российского рынка для Acer в глобальном масштабе, о разделении продуктовых линеек и о роли собственного онлайн-магазина компании в стратегическом плане развития продаж.

CRN/RE: Нынешний рынок традиционных ПК — какой он, с вашей точки зрения? Не сойдут ли в обозримом будущем компьютеры классического типа (системный блок и монитор отдельно) со сцены вовсе?

Дмитрий Кравченко: Acer имеет многолетний опыт работы в ИТ-индустрии. Мы хорошо знаем рынки, на которых работаем — и глобальный, и локальные, знаем свои сильные и слабые стороны, постоянно наблюдаем тенденции и не только оперативно реагируем на изменения, но и формируем тренды.

Каждая успешная компания оценивает актуальные запросы рынка и стремится предугадать, что окажется востребовано в будущем. Ряд поставщиков, начинавших как исключительно компьютерные, фокусируются сегодня на телефонах и планшетах.

Acer же видит гораздо больший потенциал в системах виртуальной реальности, облачных вычислениях, продуктах с применением искусственного интеллекта и машинного обучения — в тех новейших областях, которые базируются на классических ПК и серверах архитектуры х86. Также в компании есть специальное подразделение, которое развивает бизнес в области высокопроизводительных вычислений.

На протяжении нескольких лет после появления планшетов и смартфонов было принято говорить, что рынок ПК умирает. Но в последние год-два это уже совсем не бесспорное утверждение. Во-первых, мировой рынок ПК перестал сокращаться и стал расти — это восстановление, связанное с обновлением коммерческого парка. И для России это тоже справедливо. Во-вторых, и в мире, и в России у потребительского рынка есть сегменты, которые демонстрируют отличную динамику — это ультратонкие ноутбуки и игровые компьютеры, как настольные, так и мобильные.

Отмечу такую специфику российского компьютерного рынка: в 2011–2012 годах он был крупнейшим по поставкам ПК в регионе ЕМЕА. Затем последовали всем известные события, рынок просел, но сегодня он растет. Как говорит нам статистика, типичный срок обновления компьютера составляет в нашей стране около семи лет, что и послужило дополнительным акселератором нынешнего роста рынка в России, причём и по отгрузкам в страну, как ведут учёт одни аналитики, и по реальным продажам с полок, как считают другие.

Наиболее активно растут сегменты игровых ноутбуков — примерно на 60%, трансформеров (convertible, т. е. ноутбуков с разворачивающемся на 360 градусов сенсорным экраном) — около 30%, а рынок ультратонких мобильных ПК и вовсе почти удвоился. Сегмент моноблоков в России также растёт, причём на уверенные 30% год к году — и это только модели для потребительского рынка. У коммерческих заказчиков спрос на моноблоки также увеличивается.

Сегодня можно говорить, что мрачные прогнозы в отношении рынка персональных компьютеров, которые появлялись несколько лет назад, оказались ошибочными. На его будущее, уверен, можно смотреть с оптимизмом. Потому что реальной альтернативы платформе х86 для создания контента — не потребления, а именно создания — по-прежнему нет.

В этом году рынок демонстрирует положительную динамику практически во всех сегментах, где работает Acer: в ноутбуках, в десктопах, в мониторах, в проекторах. В каждой категории устройств компания занимает значимые позиции в первой тройке, каждая из категорий важна для нашего бизнеса. Причем везде заметна тенденция роста средней стоимости продаваемого изделия.

CRN/RE: Какие тенденции Acer видит в консьюмерском сегменте рынка ПК? Какие требования предъявляют к новым компьютерам геймеры, хардкорные и казуальные, и как их ожидания отражаются в соответствующей продуктовой линейке Acer?

Д. К.: В сегменте игровых ноутбуков настоящую революцию произвело появление графической архитектуры NVIDIA Pascal (1000-я серия). Раньше видеокарты формально одного и того же класса для настольных ПК (например, GeForce GTX 970) и для ноутбуков (с индексом М, например, GeForce GTX 970M) существенно отличались по фактической производительности. Сегодня видеокарты стали универсальными — они одинаково успешно работают и в настольных, и в мобильных ПК.

Именно поэтому геймеры массово стали переходить на ноутбуки: появился знак равенства между производительностью мобильной и настольной игровых систем. Рынок геймерских десктопов тоже растёт, но динамика продаж игровых ноутбуков превосходит самые смелые ожидания.

Число потребителей, которые стремятся обладать устройством, выделяющим их из толпы, растет во всем мире, не только в России. Это — наши пользователи, уже состоявшиеся или потенциальные.

Кто они? Те, кто был детьми на 1980-е и 1990-е годы, когда в нашу жизнь стали массово приникать компьютеры и компьютерные игры. Те пользователи выросли, но не отказались от своих привычек. Считается, что средний возраст геймеров в России — за тридцать.

Да, сегмент мобильного гейминга обширен, но те игры, в которые можно играть на планшете или смартфоне, в корне отличаются от тех, в которые можно играть на полноценном компьютере. Для производительного гейминга с реалистичной графикой компьютер по-прежнему незаменим.

Требования геймеров к компьютерам специфичны. Мощное игровое «железо» нуждается в эффективном охлаждении. Это — самая главная инженерная проблема при разработке геймерских ноутбуков, поскольку систему охлаждения необходимо уместить в довольно компактный корпус. Наша компания увидела именно в этом ценность, которую можно создать для геймеров: основные инвестиции мы вкладываем в технологии охлаждения, создаём очень тонкие и эффективные кулеры, а также уникальные архитектуры теплоотвода. Acer лидирует по количеству патентов в области охлаждения мобильных систем.

Другое требование геймеров — механическая клавиатура. У подпружиненных кнопок глубокий ход, и чем тоньше корпус ноутбука, тем сложнее реализовать в нём механическую клавиатуру. Однако нам это удаётся даже при производстве геймерских моделей с толщиной корпуса 18 мм.

CRN/RE: Каковы сегодня запросы бизнес-заказчиков традиционных ПК? Как изменившиеся реалии их деятельности (размытие строгих корпоративных стандартов, широкое приятие идеологии BYOD, ставка на аутсорсинг и дистанционную работу) меняют их ожидания от приобретаемых для дела компьютеров?

Д. К.: Традиционные десктопы и мониторы остаются востребованными, появился устойчивый интерес к моноблокам. И одновременно с этим набирает популярность BYOD: если до сих пор тенденция использования в работе собственных устройств касалась, по большей части, смартфонов, то теперь всё чаще сотрудники приходят в офис с собственными ноутбуками. Такими, которые в свободное от работы время, разумеется, они используют в личных целях: общаются в интернете, смотрят фильмы, играют.

Консьюмеризация в бизнес-сегменте нам на руку, потому что у нас большой опыт именно на потребительском рынке: мы понимаем, что нужно людям. И, поскольку корпоративные клиенты проявляют интерес к ультратонким решениям, в которых у нашей компании одна из ключевых компетенций, предложение Acer становится особенно актуальным.

Если раньше все бизнес-ноутбуки выглядели одинаково и довольно безлико, то теперь даже коммерческому заказчику важно, чтобы рабочий ПК его сотрудников выделялся из общего ряда при требуемой функциональности и производительности не только цветом и формой корпуса, но и материалами, из которых он сделан, поскольку они напрямую определяют, какой будет у мобильного компьютера вес.

Очень тонкие и очень лёгкие ноутбуки в металлических корпусах обеспечивают реальное преимущество: для человека, который целый день носит компьютер с собой, каждая лишняя сотня граммов имеет весомое значение. В серии Swift предлагаются ноутбуки массой менее 1 кг, толщиной меньше 0,9 мм, и притом с 14-дюймовыми сенсорными дисплеями в корпусе, характерном для классической 13-дюймовой модели. Это то, что реально востребовано бизнесом сегодня.

CRN/RE: Какие области ИТ-рынка, помимо ПК, интересны для Acer сейчас? Насколько эти области более или менее важны для вас по сравнению с компьютерным сегментом — сегодня и в среднесрочной перспективе?

Д. К.: Мы традиционно сильны в сегменте мониторов. В нашем портфолио есть линейки для всех сегментов: офисные и домашние, для профессионального применения, игровые, с сенсорной панелью, изогнутые, с поддержкой HDR... При этом геймерские модели с такими технологиями, как HDR и G-SYNC, можно сказать, сами себя продают: воплощённые в них инновации не надо объяснять на словах — достаточно поставить рядом такой монитор и другой, без поддержки этих технологий, чтобы разница в качестве изображения стала очевидной.

К примеру, совсем недавно мы привезли первую партию 27-дюймовых игровых HDR-мониторов по рекомендованной розничной цене 200 тыс. руб., — их все уже раскупили. Есть категория пользователей, которые предпочитают только самые передовые решения и отталкиваются прежде всего от качества продукта, а не от бюджета.

В сегменте проекторов у нас тоже весьма широкая палитра предложений и многолетняя экспертиза. Мы первыми в мире сделали лазерные проекторы для геймеров, недешевые, стоимостью до 400 тыс. руб., но с совершенно запредельным качеством картинки. Проекторный рынок в предыдущие годы тоже испытал спад в силу понятных причин, но сейчас все продуктовые направления, в которых присутствует Acer, показывают рост.

CRN/RE: Как меняется в последнее время положение Acer на российском ИТ-рынке — в тех его сегментах, которые компания определяет для себя как наиболее важные и перспективные? И, кстати, какова доля России в глобальном объёме выручки Acer?

Д. К.: Acer — публичная компания, у неё есть определённая политика по раскрытию финансовых результатов. И на вопрос, насколько бизнес в России важен для Acer, я начну отвечать издалека. ВВП России, пересчитанный в доллары, — менее 2% мирового. В потребительских ценах — три с небольшим. Однако доля российского сегмента в бизнесе Acer существенно больше, чем доля России в мировом ВВП. Это относится и к потребительским устройствам, и к корпоративным.

Компания уверенно чувствует себя на российском рынке, в каждом из сегментов мы контролируем значительную долю и входим в число лидеров. У нас хорошая динамика по игровым продуктам. По ультратонким ноутбукам и трансформерам, согласно отчетам аналитиков, доля Acer выросла год к году в три раза. В сегменте игровых мобильных ПК прибавка за первые шесть месяцев 2018-го не столь впечатляющая, так как в прошлом году продажи уже хорошо выросли. Сейчас мы входим в топ-2 и планы у нас самые амбициозные. Во втором полугодии по игровым ноутбукам Acer ожидает ещё более внушительных продаж, чем в первом. У всех крупных торговых партнёров, с которыми Acer работает, доля нашей продукции в игровом сегменте — доминирующая.

CRN/RE: Что предпринимает Acer для укрепления своих позиций на российском ИТ-рынке? Какую партнёрскую политику ведёт, какие цели перед собой ставит?

Д. К.: Появления новых значимых каналов сбыта в России не намечается. В сегменте потребительских продуктов происходит консолидация ритейла — это объективный факт. У нас за долгие годы сложились хорошие отношения со многими ритейлерами, как федеральными, так и региональными. Компания уделяет этому рынку самое пристальное внимание и намерена развивать его в дальнейшем. Наше российское представительство активно работает с реселлерами разного масштаба. Мы стараемся разделять продуктовые линейки, чтобы минимизировать конфликты между каналами сбыта — так, чтобы у каждого было что-то своё. Например, из ноутбуков в федеральную розницу поступает серия Aspire, а в нефедеральную — Extensa и отчасти TravelMate.

Плодотворно развивается наше сотрудничество с системными интеграторами. Совместно с партнерами компания добилась значимых успехов в поставке в коммерческие и государственные тендеры.

Как определял один из наших отцов основателей, «Acer is brand and channel company» — «Acer — компания бренда и канала». То есть наш фокус нацелен именно на работу с каналом, на развитие непрямой модели поставок. Канал продаж — важнейшая составляющая нашего бизнеса.

CRN/RE: На московском Acer Brand Day в июне вы упомянули о скором открытии собственного онлайн-магазина компании. Для чего он нужен? Вряд ли ведь чтобы конкурировать с собственными партнёрами? Какую выгоду принесут покупки в этом магазине конечным пользователям? Как его открытие скажется на всей партнёрской экосистеме Acer в России?

Д. К.: Рынок достиг высокой стадии зрелости, и фокус работы на нем сменился. Если в прошлом мы стремились к расширению своего присутствия, то теперь сосредоточились на предложении инновационных продуктов с уникальными свойствами, которых много у нас в арсенале. Наша задача — максимально подробно проинформировать о них покупателей, рассказать о достоинствах этих новинок, обеспечить доступность и удобство приобретения.

Один из важнейших факторов, которые сдерживают продвижение таких продуктов в России, — конечность полки офлайнового магазина. У онлайнового — другая проблема: в интернет-магазине любого крупного ритейлера такое количество товарных позиций, что невозможно эффективно сфокусироваться на продвижении одной из них, как бы хорошо ни развивались отношения вендора и партнера.

Открытие собственного онлайн-магазин предпринято для сокращения срока появления на российском рынке актуальных новинок Acer. Это не конкуренция с каналом — это новая форма поддержки. В фирменном магазине больше новинок и шире ассортимент.

При появлении у нас интересных новинок нам не придется ждать возникновения «окна» в маркетинговых активностях наших партнеров, чтобы активизировать продвижение нового продукта — мы сразу делаем его доступным конечным потребителям через онлайн-магазин. И ещё один важный момент: сервисное обслуживание и пакеты расширенных гарантий. В фирменном магазине в перспективе мы планируем предложить не просто гарантии, расширенные по срокам, но и включающие страховку от случайных повреждений.

Посмотрев, как продаются новинки в нашем магазине, можно будет оценить потенциал их продаж в канале. Сейчас всё большая доля продаж, в том числе классических ритейлеров, смещается в интернет, так что делать практические выводы с учётом этого вполне разумно. К тому же магазин создаётся при помощи партнёра, который сам — участник нашего традиционного канала. Сегодня без фирменного онлайн-магазина ни одному вендору уже не обойтись.

Источник: Максим Белоус, crn.ru