29 октября 2018 г.
Представьте ситуацию: вы в обществе программистов (сантехников, стоматологов и пр.), обсуждаете общие темы, но вдруг они начинают говорить между собой и у вас включается режим «белого шума». Тот момент, когда ничего непонятно. Как будто переключали каналы и вдруг попался один, который не работает по техническим причинам, а еще хуже, если издает неприятный звук. Понимаете, о чем я?
Так может происходить и в сфере e-learning. Поэтому мы создали словарь разработчика онлайн-курса. Зачем? Чтобы избежать ситуаций с «белым шумом». Чтобы объединить и заказчиков (по большому счету, представителя любой даже необразовательной компании), и методистов, и разработчиков — всех людей, кто в той или иной мере связан с онлайн-обучения, чтобы все мы говорили на одном языке и работали «на одной волне».
Создание онлайн-курса по процессу напоминает разработку IT-продукта. Чтобы процесс был структурным и логичным, многие используют модель ADDIE. Понятия из мира e-learning можно рассмотреть в разрезе каждого этапа этой модели.
1. Анализ
Разработка онлайн-курса начинается с анализа. В этом блоке рассмотрим то, что необходимо анализировать на первом этапе.
ЦА — целевая аудитория, для кого предназначен этот курс. Какие это люди, возрастной диапазон, чем они занимаются и увлекаются, чем живут, какие у них потребности и компетенции. (см. рис. 1)
Цель курса и результат, который получит целевая аудитория после прохождения этого курса.
Формат курса. Исходя из целевой аудитории и результата, а также доступных ресурсов, анализируем подходящий формат. Отвечаем на вопрос: разрабатываем этот курс внутренними ресурсами или нет.
Для того, чтобы разработать курс внутри компании необходима команда проекта.
Обычно команда включает в себя нескольких супергероев:
Менеджер проекта |
|
SME |
|
Методолог, педагогический дизайнер |
|
Дизайнер |
|
Разработчик |
|
Если вам нужно быстро и качественно обучить людей или у вас нет внутренних экспертов по теме «Машинное обучение», например, то подходящее решение — купить МООК.
МООК — массовые открытые онлайн-курсы. МООК напоминает коллаборацию двух брендов: только один отвечает за курс со стороны обучения, а другой отвечает за экспертизу. (см. рис. 2 и 3)
2. Дизайн
На этом этапе происходит создание сценария курса.
Создание сценария онлайн-курса напоминает создание сценария для фильма на «Оскар». От того, как будет написан сценарий (и кем), будет зависеть эффективность курса и результат. Кинематографическим языком — получит курс «Оскар» или нет. Так как же «получить «Оскар»?
Instructional Design — педагогический дизайн, это методы и инструменты, с помощью которых обучение достигает целей. Педагогический дизайн основан на модели ADDIE, о которой шла речь в начале. Педагогический дизайнер опирается на знания об андрагогике — науке о том, как обучаются взрослые люди. Таким образом, благодаря принципам педагогического дизайна и андрагогике выбираются подходящие типы контента — инструменты подачи информации (см. рис.
3. Разработка
Итак, сценарий написан, принципы педагогического дизайна соблюдены, мы разнообразили контент, постарались использовать «фишки».
Возникают вопросы:
- Как проверить, сработает ли курс?
- Запускать его на всю целевую аудиторию сразу?
- А вдруг не сработает или обнаружится непредвиденный баг (это уже из словарика тех программистов, баг — техническая ошибка).
Чтобы «обкатать» и протестировать этот курс, выбираем людей для фокус-группы. Фокус-группа пройдет курс и предоставит фидбэк.
4. Внедрение
Итак, курс получился «то, что надо». Готовы к запуску. Как? Куда? С помощью чего? Если мы сами делали курс, то нужна LMS.
LMS — платформа, на которую мы внедряем курс, куда будут регистрироваться сотрудники, где будет статистика. Для прохождения МООК не нужна собственная платформа, сотрудники получают доступ к сайту и обучаются.
Blended learning. Курс может быть не единственным видом обучения. Например, сотрудники проходят курс, потом тестирование или ассессмент, разговаривают с тренером или руководителем. Курс как элемент большого механизма. Этот механизм и есть blended learning, т.е. смешанное обучение.
Microlearning. Представь просмотр двухчасового вебинара. А может быть лучше
Учебное сообщество — после или во время курса участники могут вступать в сообщества, где они делятся опытом по проходимой теме, впечатлениями от курса, обсуждают практики, кейсы и темы (см. рис. 9). Очевидные плюсы: сопровождение курса, обмен опытом, вариант сбора фидбэка.
5. Оценка
Сотрудники прошли онлайн-курс. Что дальше? Как измерить эффективность? Есть несколько способов.
Опрос. Собираем обратную связь и выясняем, насколько полезен курс (см. рис. 10).
Метрики. Обучение может и должно быть направлено на повышение определенной метрики или метрик. Поэтому на этапе оценки необходимо провести аналитику и сделать вывод: насколько этот курс экономически полезен.
ROI. Чтобы понять был ли курс эффективен, можно посчитать ROI — коэффициент возврата инвестиций.
Если вы задумываетесь о внедрении онлайн-курса в своей компании, то сначала изучите МООК, которые есть на рынке. Возможно, ничего не нужно изобретать и уже есть курс, который ждет именно ваших сотрудников.
Источник: Александр Купцов, генеральный директор Фонда развития онлайн-образования (ФРОО)