29 октября 2018 г.

Увеличить
Рис.1. В начале курса «Presentation skills» мы просим наших слушателей заполнить краткий опрос, чтобы понять целевую аудиторию курса
Увеличить
Рис. 2. Курс «Программирование на Python» разработан в партнерстве с Mail.Ru Group.
Увеличить
Рис. 3. Эксперт курса «Presentation Skills» — Алексей Каптерев, автор книги-бестселлера «Мастер Презентаций»
Увеличить
Рис. 4. Использование инфографики и визуальных «крючков» для лучшего запоминания информации
Увеличить
Рис. 5. Лонгрид с инструкциями в виде картинок
Увеличить
Рис. 6. Элементы сторителлинга
Увеличить
Рис. 7. Тесты с одним и несколькими вариантами ответов (слева) и практические задания на просмотр и анализ видео и оценку его (справа)
Увеличить
Рис. 8. Тренажер, симулятор (сверху) и ссылки на дополнительные материалы для самых любознательных (снизу)
Увеличить
Рис. 9. Например, у курса есть чат в Telegram для живого общения с другими слушателями, а также форум, где можно задать любой вопрос
Увеличить
Рис. 10. После выполнения практических заданий мы спрашиваем, все ли прошло хорошо, нет ли вопросов (сверху) и просим оценить курс и написать комметарий (снизу)

Представьте ситуацию: вы в обществе программистов (сантехников, стоматологов и пр.), обсуждаете общие темы, но вдруг они начинают говорить между собой и у вас включается режим «белого шума». Тот момент, когда ничего непонятно. Как будто переключали каналы и вдруг попался один, который не работает по техническим причинам, а еще хуже, если издает неприятный звук. Понимаете, о чем я?

Так может происходить и в сфере e-learning. Поэтому мы создали словарь разработчика онлайн-курса. Зачем? Чтобы избежать ситуаций с «белым шумом». Чтобы объединить и заказчиков (по большому счету, представителя любой даже необразовательной компании), и методистов, и разработчиков — всех людей, кто в той или иной мере связан с онлайн-обучения, чтобы все мы говорили на одном языке и работали «на одной волне».

Создание онлайн-курса по процессу напоминает разработку IT-продукта. Чтобы процесс был структурным и логичным, многие используют модель ADDIE. Понятия из мира e-learning можно рассмотреть в разрезе каждого этапа этой модели.

1. Анализ

Разработка онлайн-курса начинается с анализа. В этом блоке рассмотрим то, что необходимо анализировать на первом этапе.

ЦА — целевая аудитория, для кого предназначен этот курс. Какие это люди, возрастной диапазон, чем они занимаются и увлекаются, чем живут, какие у них потребности и компетенции. (см. рис. 1)

Цель курса и результат, который получит целевая аудитория после прохождения этого курса.

Формат курса. Исходя из целевой аудитории и результата, а также доступных ресурсов, анализируем подходящий формат. Отвечаем на вопрос: разрабатываем этот курс внутренними ресурсами или нет.

Для того, чтобы разработать курс внутри компании необходима команда проекта.

Обычно команда включает в себя нескольких супергероев:

Менеджер проекта

  • управляет процессом и людьми
  • распределяет задачи
  • утверждает сроки
  • ведет команду к результату

SME

  • эксперт
  • отвечает за качество и экспертность контента

Методолог, педагогический дизайнер

  • получает контент от эксперта и преобразует его из качественного контента в качественный учебный контент
  • применяет принципы андрагогики (методы обучения взрослых) и педагогического дизайна (об этом чуть позже)

Дизайнер

  • отвечает за «красоту» контента, его визуализацию

Разработчик

  • получает учебный контент от методолога и создает из этого курс на платформе или в редакторе электронных курсов
  • результат — готовый продукт

Если вам нужно быстро и качественно обучить людей или у вас нет внутренних экспертов по теме «Машинное обучение», например, то подходящее решение — купить МООК.

МООК — массовые открытые онлайн-курсы. МООК напоминает коллаборацию двух брендов: только один отвечает за курс со стороны обучения, а другой отвечает за экспертизу. (см. рис. 2 и 3)

2. Дизайн

На этом этапе происходит создание сценария курса.

Создание сценария онлайн-курса напоминает создание сценария для фильма на «Оскар». От того, как будет написан сценарий (и кем), будет зависеть эффективность курса и результат. Кинематографическим языком — получит курс «Оскар» или нет. Так как же «получить «Оскар»?

Instructional Design — педагогический дизайн, это методы и инструменты, с помощью которых обучение достигает целей. Педагогический дизайн основан на модели ADDIE, о которой шла речь в начале. Педагогический дизайнер опирается на знания об андрагогике — науке о том, как обучаются взрослые люди. Таким образом, благодаря принципам педагогического дизайна и андрагогике выбираются подходящие типы контента — инструменты подачи информации (см. рис. 4-8). И это далеко не все инструменты, которые могут применяться в онлайн-курсах.

3. Разработка

Итак, сценарий написан, принципы педагогического дизайна соблюдены, мы разнообразили контент, постарались использовать «фишки».

Возникают вопросы:

  • Как проверить, сработает ли курс?
  • Запускать его на всю целевую аудиторию сразу?
  • А вдруг не сработает или обнаружится непредвиденный баг (это уже из словарика тех программистов, баг — техническая ошибка).

Чтобы «обкатать» и протестировать этот курс, выбираем людей для фокус-группы. Фокус-группа пройдет курс и предоставит фидбэк.

4. Внедрение

Итак, курс получился «то, что надо». Готовы к запуску. Как? Куда? С помощью чего? Если мы сами делали курс, то нужна LMS.

LMS — платформа, на которую мы внедряем курс, куда будут регистрироваться сотрудники, где будет статистика. Для прохождения МООК не нужна собственная платформа, сотрудники получают доступ к сайту и обучаются.

Blended learning. Курс может быть не единственным видом обучения. Например, сотрудники проходят курс, потом тестирование или ассессмент, разговаривают с тренером или руководителем. Курс как элемент большого механизма. Этот механизм и есть blended learning, т.е. смешанное обучение.

Microlearning. Представь просмотр двухчасового вебинара. А может быть лучше 10-минутное видео? Микрознания, то есть обучение микропорциями эффективнее в разы. Например, 10 минут видео + 5 минут лонгрид + практическое задание в первом блоке. И так далее.

Учебное сообщество — после или во время курса участники могут вступать в сообщества, где они делятся опытом по проходимой теме, впечатлениями от курса, обсуждают практики, кейсы и темы (см. рис. 9). Очевидные плюсы: сопровождение курса, обмен опытом, вариант сбора фидбэка.

5. Оценка

Сотрудники прошли онлайн-курс. Что дальше? Как измерить эффективность? Есть несколько способов.

Опрос. Собираем обратную связь и выясняем, насколько полезен курс (см. рис. 10).

Метрики. Обучение может и должно быть направлено на повышение определенной метрики или метрик. Поэтому на этапе оценки необходимо провести аналитику и сделать вывод: насколько этот курс экономически полезен.

ROI. Чтобы понять был ли курс эффективен, можно посчитать ROI — коэффициент возврата инвестиций.

Если вы задумываетесь о внедрении онлайн-курса в своей компании, то сначала изучите МООК, которые есть на рынке. Возможно, ничего не нужно изобретать и уже есть курс, который ждет именно ваших сотрудников.

Источник: Александр Купцов, генеральный директор Фонда развития онлайн-образования (ФРОО)