29 октября 2018 г.
Искусственный интеллект (ИИ) готов заменить уже не только кассиров и кладовщиков, но и дотошных знатоков законодательных актов. Натурный эксперимент, проведённый в США, показал: точность юридически обоснованных вердиктов, выносимых ИИ, почти на 10% выше, чем у людей, — при совершенно несопоставимой скорости принятия решений.
Если вдуматься, ничего удивительного тут нет. Юриспруденция — одна из наиболее формализованных гуманитарных отраслей. Она основывается на доскональном знании десятков, если не сотен тысяч страниц текстов, нарочно составленных так, чтобы по максимуму исключить любую возможность неоднозначного толкования.
Иными словами, ёмкая база данных и проработанная экспертная система, способная по ключевым словам находить соответствующие законы и прецеденты, а затем делать из найденных положений непротиворечивые выводы, — вот и всё, что требуется для создания робота-юриста. Воодушевлённая этими соображениями, американская компания LawGeex поставила своей целью полностью автоматизировать корпоративную юридическую рутину — и уже на первом этапе достигла убедительной победы.
Для проверки юридического ИИ были взяты пять реальных соглашений о неразглашении информации (Non-Disclosure Agreement, NDA). Это один из наиболее распространённых типов юридически обязывающих бумаг в корпоративном документообороте. Выбранные соглашения предложили изучить двум десяткам ведущих экспертов в области деловой юриспруденции — и параллельно ввели в экспертную систему, разработанную LawGeex.
Целью состязания живых законников с электронным было обнаружить как можно большее число недочётов (фраз, допускающих неоднозначное толкование, противоречий действующему законодательству, логических нестыковок и т. п.) в текстах рассматриваемых документов. В том, что ИИ-юрист справился с задачей быстрее своих коллег из плоти и крови, ничего удивительного нет: в среднем от тратил на рассмотрение одного соглашения 26 секунд, тогда как люди — 92 минуты. Гораздо поразительнее, что экспертная система обнаружила в этих бумагах 94% от полного числа неувязок и неточностей, что значительно превзошло среднее человеческое достижение — 85%.
Соотношение эффективности работы и затраченного на неё времени для цифрового юриста, таким образом, несопоставимо превосходит любые человеческие достижения. Понятно, что всегла остаётся ненулевая вероятность ошибки, и потому по-настоящему серьёзные контракты ещё долгое время будут вычитывать и утверждать живые юристы. Хотя бы из тех соображений, что робота проблематично будет привлечь к ответственности в случае чего.
Понятно также, что уголовное делопроизводство (и даже, вероятно, гражданское) бездушной машине никто в обозримом будущем не доверит: тяжбы между людьми на персональном уровне должен разбирать человек же. Но вот в области корпоративной юриспруденции автономные экспертные системы способны уже в бижайшие годы лишить работы немалое число специалистов.
Опираясь на результат предварительной машинной проверки, быстрой и как минмум на 94% точной, один хороший юрист сможет выполнять работу десятков, если не сотен, своих коллег. Не это ли имели в виду представители Рособрнадзора, прозорливо указывая ещё в начале нынешнего года, что в России готовят слишком уж много юристов и экономистов?
Источник: Максим Белоус, crn.ru