14 ноября 2018 г.

Увеличить
Рис. 1. Кривая ажиотажа Gartner
Увеличить
Рис. 2. Число упоминаний блокчейна, биткойна и кроптовалют в выступлениях СЕО компаний из списка S&P 500

Слово «блокчейн» всё реже встречается в выступлениях старшего менеджмента серьёзных глобальных корпораций. Это можно объяснить усталостью от так и не не сумевшей оправдать возлагавшиеся на неё надежды технологией — но можно и счесть точкой перегиба, после которой на «кривой ажиотажа» начинается неторопливый, осмысленный рост.

Известная «кривая ажиотажа» (hype cycle; см. рис. 1). предложенная аналитиками Gartner, описывает перемену настроений рынка в отношении новых технологий в зависимости от времени. Начинается кривая с первых сообщений об очередном «прорывном новшестве» (innovation trigger), чрезвычайно быстро растёт до «пика раздутых ожиданий» (inflated expectations), затем почти так же стремительно рушится в «котловину разочарования» (trough of disillusionment).

Дальше — если инновация всё же чего-то стоит — из схлопнувшегося пузыря завышенных ожиданий постепенно, неторопливо развиваются действительно полезные приложения, востребованные производительными сегментами рынка (slope of enlightenment). Новшество постепенно возвращает себе доверие и признание солидных игроков — биржевые спекулянты к этому времени успели уже переключиться на что-нибудь свеженькое, — и понемногу выходит на «плато продуктивности» (plateau of productivity).

Оценивать, на каком уровне находятся в данный момент ожидания от той или иной инновации, можно разными способами. Аналитики медиапортала Axios просмотрели сотни публичных выступлений топ-менеджеров ведущих компаний США, входящих в список S&P 500, и подсчитали, как часто в них встречаются слова «блокчейн», «биткойн» и «криптовалюта». Результаты однозначно свидетельствуют: дно кривой ажиотажа — «котловина разочарования» — если не достигнута уже, то вот-вот будет нащупано рынком.

В первые два квартала текущего года, на волне воспарившего под конец 2017-го до небес курса биткойна, упоминания о блокчейне в программных речах глав корпораций исчислялись сотнями. За третий квартал их число едва перевалило за 50 (см. рис. 2). Интересно, кстати, что прогноз Forrester Research на 2018 г. ещё год назад предсказывал: время реального и повсеместного внедрения блокчейна в бизнес-процессы пока ещё не наступило, и в ближайшей перспективе не наступит.

Понятно, что сваливание в «котловину разочарования» — не приговор: со временем блокчейн наверняка выберется на «плато продуктивности». В конце концов, распределённый криптозащищённый реестр блоков транзакций объективно заслуживает внимания в эпоху повсеместного роста недоверия к централизованным хранилищам информации.

Блокчейн устойчив к попыткам фальсификации: невозможно подменить записи в нём, не захватив контроль над как минимум 50%+1 клиентским приложением. Блокчейн широко доступен для рядовых пользователей, обладает чрезвычайно низким порогом вхождения, — достаточно скачать и установить его клиент на персональный компьютер или даже смартфон. Наконец, децентрализованный характер блокчейна гарантирует доступность хранимой в нём информации в случае аварийного либо умышленного отключения значительной части вычислительных систем, на которых этот распределённый реестр развёрнут.

Все сделки между участниками распределённого реестра оказываются абсолютно открытыми, подтверждёнными защищённой от взлома и подделки цепочкой транзакций, Именно эта особенность блокчейна делает ненужным огромный пласт посредников — к примеру, в финансовой сфере, которые сегодня не просто подтверждают и фиксируют перевод денег с одного счёта на другой, а де-факто контролируют денежные потоки. Банк или биржу можно принудить к исполнению объявленных одним государством другому санкций, скажем. А распределённый реестр — нет, если только полностью не перекрыть доступ подсанкционной страны в Интернет.

Одно из наиболее перспективных приложений блокчейна — умные контракты. Распределённый реестр способен хранить объективные записи об истории взаимодействия поставщиков товаров и услуг с их клиентами. Криптозащищённые, не подверженные последующей фальсификации отзывы о той или иной компании совершенно по-другому заставят выстраивать бизнес-коммуникации.

А заодно лишат куска хлеба форумных клакеров, которые оставляют сегодня проплаченные хвалебные (или ругательные, — о конкурентах плательщика) отзывы в Интернете. Бал будет править одна только репутация: отзывы однажды пойманного на лжи покупателя уже никто не станет воспринимать всерьёз, — равно как и компанию, к которой клиенты предъявят чересчур много правдивых претензий.

Выходит, имеет смысл надеяться, что после прохождения минимума «кривой ажиотажа» блокчейн снова вернётся в фокус внимания исполнительных директоров, аналитиков и профильной прессы — теперь уже полностью заслуженно, на волне реализации востребованных и экономически эффективных разработок в самых разных отраслях экономики. Так ли это окажется на самом деле, станет ясно уже в ближайшие месяцы.

Источник: Максим Белоус, crn.ru