17 декабря 2018 г.
Интернет-трафик будет расти ударными темпами, российские реалии примерно в мировом тренде, М2М-бум продолжается — общие выводы компании Cisco предсказуемы, но детали оказываются очень интересны. Компания представила результаты очередного исследования «Наглядный индекс развития сетевых технологий» (Visual Networking Index, VNI), в котором даны прогнозы развития на пятилетку, сравнивая показатели 2017 и 2022 года, причем как для глобальных рынков, так и для российского сегмента Сети.
Доклады такого формата компания публикует регулярно, отметил Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ, причем степень точности предсказаний оказывается довольно высокой, в большинстве случаев погрешность не выходит за пределы диапазоны плюс-минус десять процентов от величин указанных в Visual Networking Index.
Мировая динамика: рост, рост, рост
Мировой IP-трафик достигнет 396 эксабайт в месяц к 2022 году, что означает рост в 3,2 раза — в 2017 г. аналогичный показатель составил 122 эксабайт. Легко видеть, что годовой объем глобального IP-трафика к указанной дате может превысить 4,8 зеттабайт. Существенный рост трафика, по словам г-на Кузьмича, обусловлен, в частности, ростом количества интернет-пользователей, цифровизацией всех отраслей глобальной экономики и ростом спроса со стороны абонента на видео-контент высокого разрешения.
Заметим, что Cisco разделяет понятия «IP-трафик» и «интернет-трафик», справедливо отмечая, что значительное количество данных путешествует по IP-соединениям внутренних сетей компаний, не попадая в Интернет. Как видно, понятие «IP-трафик» является более широким, а при подсчете этого параметра учитывают и «интернет-трафик».
Количество фиксированных и мобильных персональных устройств, подключенных по IP, достигнет на планете 28,5 млрд. к 2022 году согласно прогнозу Cisco, то есть на каждого землянина будет по 3,6 сетевых устройства. Напомним, что по итогам прошлого года эти показатели составляли 18 млрд и 2,4 соответственно. Более половины подключенных устройств (14,6 млрд) будут обслуживать М2М-соединения, в то время в прошлом году их было всего 34% (6,1 млрд). Но существенно вырастет и количество живых интернет-пользователей — до 4,8 млрд. (порядка 60% от населения планеты), в прошлом году их было 3,4 млрд (45% мирового населения).
Российский трафик: тройное увеличение
Российский IP-трафик вырастет втрое к концу отчетного периода, достигнув 138,8 эксабайт. Рост выразительный, хотя от мирового и отстает немного — напомним, что глобальный трафик вырастет в 3,2 раза.
Основной трафик будет передан через фиксированные wi-fi-подключения: в прошлом году на такой тип соединение пришлось 53%, в 2022, согласно прогнозу, будет 52%. При этом кабельные подключения теряют свою популярность (с 31% до 16%), а мобильные, наоборот, популярность наращивают (с 16% до 32%). Объем мобильного трафика вырастет шестикратно — если в прошлом году по российским сетям сотовой связи за месяц передавали с 611 петабайт, то за такой период в конце отчетного периода будет передаваться до 3,7 эксабайт.
Скорости в России: растут, но до мировых не дотягивают
Средняя скорость доступа в стране вырастет до 43,7 Мбит/с. Разумеется, операторам связи будет необходимо продолжать модификацию своих сетей и наращивать пропускную способность каналов, чтобы мощностей было достаточно для передачи такого объема информации, причем на современных скоростях. Однако исследователи Cisco предполагают, что по темпам роста скоростей передачи данных российский рынок будет заметно отставать от мирового.
Если в мире средняя скорость фиксированного широкополосного доступа удвоится, то для россиян вырастет всего в 1,3 раза, для wf-fi-соединений соответствующие показатели будут 1,6 и 2,2, соответственно, а для скоростей в сотовых сетей отставание минимальное, но все же есть — 3 и 3,2, соответственно. Разумеется, средние скорости доступа у россиян будут меньше мировых: фиксированный доступ — 43,7 Мбит/с (в мире — 75,4 Мбит/с), wi-fi-соединения — 34 Мбит/с (54,0 Мбит/с), сотового доступа — 20 Мбит/с (28,5 Мбит/с).
Российские подключенные: кто они?
Интернет-пользователями будут 69% россиян к 2022 году. Этот показатель существенно выше мирового, который для всей планеты к указанной дате составляет не более 60% населения. IP-трафик в России достигнет 81 Гб на душу населения к 2022 году, по данным VNI, а интернет-трафик достигнет — 75 Гб.
За пять лет количество подключенных к сети устройств в стране достигнет 867,2 млн, что существенно больше населения России. Большинство подключенных девайсов — 501,8 млн. — будут обслуживать М2М-подключения.
Однако объем передаваемых данных в ходе М2М-сессий невелик — если российские M2M-модули генерировали 2,4% национального IP-трафика в 2017 году, то к 2022 году этот показатель составит 6,5%. Основной контент в трафике в будущем по-прежнему придется на передачу видео.
Как россияне смотрят видео: общий рост и бум UltraHD
Объемы передаваемого видео будут расти заметно быстрее общего трафика — вчетверо, при общем росте объемов передаваемых данных лишь втрое. Видеотрафик займет 79% из упомянутых эксабайт национального объема переданных данных.
Трафик видео сверхвысокого разрешения (Ultra HD) за четыре года, по мнению исследователей Cisco, в России вырастет на порядок с 1,4% за прошлый год до 14,6% в 2022 году. Будет расти доля «обычного HD», но незначительно — с 41,9% дорастет до 63,8% всего IP-видеотрафика, а вот доля стандартного видео (SD) существенно сократится — с 56,7% до 21,6% (доли указаны от всего национального IP-видеотрафика).
Причем основное количество тут именно интернет-видео — YouTube и аналогичные сервисы-видеохостинги — вклад в этот трафик от передачи данных систем видеонаблюдений, телеконференций, традиционного IP-TV и прочих деловых применений окажется незначительным, составляя единицы процентов. Заметим, что столь же высокие темпы роста трафика, приходящегося на видео, характерны для всего мира, Россия тут не является исключением.
«Железо» российских интернет-пользователей
Самыми распространенными абонентскими устройствами будут, разумеется, смартфоны, на которые придется 25% из всех подключенных девайсов в 2022 году. В процентном соотношении из количество уменьшится (до 25% с 32% в прошлом году), но в натуральном — увеличится 165,7 млн до 216,9 млн.
Второе место в рейтинге подключенных устройств, как ни странно, будут занимать smart-телевизоры. Доля smart-TV в процентном соотношении вырастет лишь на один процентный пункт — с 9% до 10% — но в натуральном удвоится 46,8 до 86,2 млн.
Традиционные компьютеры будут лишь на третьем месте, причем их доля заметно снизится — с 8% до 3% — одновременно с уменьшением их количества с 39,4 млн до 25,4 млн. Какие именно тренды приведут к таком «снижению поголовья» ПК, представители компании не пояснили, но, судя по всему, компьютеры из повседневной жизни россиян будут постепенно вытеснять лидеры рейтинга: смартфоны и smart-телевизоры.
На четвертом месте в рейтинге — планшеты, которые буквально «наступают на пятки» традиционным ПК. Планшетов, по данным VNI, будет 22,4 млн и они будут составлять почти те же 3%, что и традиционные ПК! При этом — в отличие от ПК — количество планшетов несколько вырастет с 20,5 млн, используемых в 2017 году. Но доля среди подключенных устройств снизится с 4% до 3%.
Количество традиционных телефонов, генерирующих IP-трафик, радикально сократится: если в прошлом году на них приходилась доля в 10% (51,1 млн устройств), то к 2022 году их будет всего 3,4 млн и занимаемая ими доля окажется в пределах погрешности — всего 0,4%.
Абсолютными лидерами будут, как мы уже отмечали М2М-модули, которые составят 58% от количества подключенных решений, в то время как в прошлом году они занимали 37%. Количество М2М-устройств вырастет с 194 до 501,8 млн.
Если посмотреть на распределение трафика, то картина через четыре года будет удивительной: на смартфоны придется 62% национального трафика, на ПК — 17%, телевизоры потребуют 11%, планшеты займут 4%, а М2М — менее 7%. В прошлом году основными потребителями трафика были ПК (57%), от них сильно отставали смартфоны (27%), за которыми шли телевизоры (10%) и планшеты (3%), а замыкали рейтинг М2М-решения (чуть более 2%).
Что это значит для российского рынка
Изменения в объеме и структуре трафика послужат катализаторами самых разных рыночных процессов. Интересно, что о финансовой стороне вопроса рейтинг VNI не говорит ничего, исследователи Cisco полностью сосредоточились на анализе перспектив трафика.
Представители компании уклонились даже от ответа на вопрос о финансовых перспективах операторов связи: станут ли коммуникационными компании более прибыльными или, наоборот, требования к развитию каналов и инфраструктуры отправит их финансовые показатели «в минус», ответов на этот вопрос рейтинг не дает. Ожидаемый рост трафика — серьезнейший вызов для телеком-компаний, отмечает Андрей Кузьмич, инфраструктура могла справиться с растущими запросами рынка, необходимо не только линейное развитие инфраструктуры, но в ряде случаев и совершенно новый подход к построению сетей.
Об остальных изменениях на рынке тоже можно лишь догадываться, но в ряде случаев сделать предположения будет намного проще, чем с телекомом. Например, учитывая резкий рост популярности видеохостигнов, легко предположить, что именно на них будут направлены основные рекламные бюджеты. Конечно, не все россияне будут интернет-пользователями — 31% останутся по ту сторону «цифрового разрыва» — но вряд ли человек без широкополосного подключения в XXI веке будет особо интересен рекламодателям.
Рекомендации для канала тоже очевидны. Например, учитывая грядущее снижение количества традиционных компьютеров и «кнопочных» телефонов среди подключенных устройств лучше сосредоточиться на продвижении этих товарных позиций в настоящее время. Продажами планшетов пренебрегать не стоит, а вот внимание к сегменту smart-телевизоров следует плавно наращивать, и модели с экранами UltraHD активно продвигать уже сейчас.
Теперь для канала будут представлять особый интерес устройства, направленные на нишевых пользователей. В качестве примера можно привести недавно все же добравшийся до российского рынка моноблок для энтузиастов HP Sprout Pro, получивший встроенный 3D-сканер, анонсированный в конце года сотовый телефон INOI 244 Quattro с четырьмя (!) слотами для sim-карт, а также любые геймерские системы. Под геймерскими следует понимать как компьютеры соответствующих серий — например, Asus Republic of Gamers, HP Omen, Dell Predator и т.д. — так и решения для «бизнес-гейминга» (о внедрении НР соответствующего тренда мы скоро расскажем), а также и домашние системы с дискретными видеокартами (например, HP Pavilion) и игровые телеприставки. Последние будут хорошо дополнять возможности UltraHD-телевизоров, популярность которых будет расти (напомним, доля UltraHD-контента в национальном трафике видео вырастет на порядок, согласно прогнозу).
Что касается М2М, то тут есть вопросы. Поле для интеграторов тут, очевидно, весьма широкое. Но если все понятно с развитием этого направление в индустриальном секторе — причем в самом широком смысле: от промышленности и энергетики до транспорта и ЖКХ, включая «агротех» и животноводство — то как будут развиваться события за его пределами, пока неясно. Ожидаемый бум в сегменте «умных домов» все еще не наступает, даже фрагментарные IP-решения для дома пока тоже остаются экзотикой, произойдут ли для данных направлений радикальные изменения в пользовательских предпочтениях — сказать сложно. Но происходят и события, позволяющие надеться на изменение ситуации к лучшему, например, smart-решения начала поставлять на российский рынок Ikea, которая обычно очень хорошо чувствует тренды.
Источник: crn.ru