20 декабря 2018 г.
В нашей стране насчитывается около сотни успешных стартапов в области высоких технологий. Такой вывод можно сделать из доклада «Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России», прочитанного аналитиком РАЭК Марией Сайкиной в рамках декабрьской конференции «Рунет 2018: Итоги года». Она, в частности, рассказала, что по оценкам экспертов (бизнес-ангелов, специалистов инвестиционных фондов и т. д.) в настоящее время в России насчитывается порядка 700 технологических стартапов, миновавших так называемую «долину смерти» (Valley of Dead) и вышедших хотя бы на минимальную самоокупаемость. Из распределения этих стартапов по видам деятельности следует, что в области высоких технологий работают лишь 12% от общего количества стартапов. Еще 11% пробуют свои силы в совершенствовании сервисов «ПО как услуга» и «Инфраструктура как сервис». Кроме того, 8% успешных отечественных стартапов можно отнести к категории «Реклама и большие массивы данных», а 4% — к Интернет-обучению.
Отображают ли эти цифры реальное состояние дел? «Сложно сказать, — отмечает директор Центра когнитивных технологий компании „АйТеко“ Илья Калагин. — С одной стороны, есть компании, которые получили инвестиции или приобретены крупными игроками, но на окупаемость так и не вышли. А с другой — есть мелкие компании, которые не получили денег, но как-то выживают. Однако порядок цифр, озвученных РАЭК, видимо, верный».
Руководитель группы развития продуктовых инноваций КРОК Максим Егоров также полагает, что «оценить количество успешных IT-стартапов в России достаточно тяжело, учитывая, что единой базы на данный момент не существует. Но если принимать во внимание статистику, что порядка 90% начинающих компаний на разных этапах умирает, то количество успешных стартапов должно измеряться десятками. Можно также говорить о том, что сейчас на рынке сформировался дефицит ИТ-стартапов, так как появился значительный спрос от различных акселераторов и бизнес-инкубаторов. Найти сильные команды — задача не из простых: большая часть молодых команд занимается непрерывной разработкой и не может дойти ни до реальных продаж, ни до подтверждения ценности своего решения. Такие команды чаще всего живут на деньги инвесторов и недолго остаются „на плаву“. Успешные технологические стартапы чаще всего пытаются масштабировать бизнес на зарубежных рынках. На мой взгляд, сейчас самое удачное время для запуска ИТ-стартапа, поскольку среди крупных игроков можно найти сильного бизнес-партнера, возможности и ресурсы которого помогут преодолеть так называемую „долину смерти“. Конечно, уже имея потенциальный рынок и подтвердив ценность своего продукта, сделать это будет проще».
Да, ценность сильных стартап-команд трудно переоценить. Поэтому не удивительно, что так или иначе взаимодействовать с ними пытаются практически все крупные отечественные интеграторы. В октябре мы рассказывали об опыте КРОК по организации корпоративных акселераторов, занимающаяся развитием продуктов внутренних команд и внешних стартапов. Нечто подобное есть и у «Техносерва». «Мы не первый год взаимодействует со стартапами, разрабатывающими ИТ-решения, — рассказал нам директор Центра компетенций больших данных компании „Техносерв“ Георгий Шатиров. — В частности, внедряем инновационные продукты молодых компаний в корпорации, помогаем tech-стартапам находить свои ниши, поддерживаем их собственной экспертизой в технологиях, бизнесе и развитии решений. На будущий год у нас запланирован ряд новых активностей с привлечением стартапов. Подробнее о них расскажем чуть позже».
Но есть и другие формы взаимодействия с высокотехнологичными инноваторами, находящимися на разных стадиях своего развития. Так например, в декабре этого года «АйТеко» провела однодневный ИИ-хакатон по решению практических задач методами машинного обучения, участие в котором приняли 12 команд. «Это, конечно, не так много, отмечает Илья Калагин. — Однако надо учесть, что в этот день было еще три хакатона по искусственному интеллекту».
К слову: в октябре этого года исполнилось 25 лет первому отечественному хакатону. Таковым можно считать Первые SofTool’ийские игры, которые состоялись в рамках выставки Softool’93 и в которых приняли участие около 40 человек. Правда, термин хакатон (английское слово hackathon является сочетанием слов «хакер» и «марафон») тогда ещё не употреблялся. Он появился лишь в 1999 г. для обозначения конкурсов по программированию, проводимых инвесторами и компаниями-разработчиками. Но дело ведь не в терминах. А в сути.
Источник: crn.ru