30 января 2019 г.

Увеличить
Дмитрий Танюхин
Увеличить
Джон Пирс

Почти два года назад в компании Zyxel произошли кардинальные перемены. Подразделение, специализировавшееся на производстве устройств для домашних пользователей, выделилось в независимое предприятие, что позволило Zyxel сфокусироваться на выпуске решений для корпоративных заказчиков, главным образом, для небольших и средних фирм. Одновременно с этим компания внесла коррективы в политику работы с каналом сбыта. Результаты преобразований не заставили себя ждать: Zyxel стабильно демонстрирует хорошие результаты как в России, так и на европейском рынке. О некоторых успехах компании, специфике работы в разных странах и сегментах рынка, канальной политике и планах на будущее рассказали в интервью CRN/RE директор по развитию рынков региона ЕМЕА Джон Пирс и руководитель канала продаж в России и СНГ Дмитрий Танюхин.

CRN/RE: Как идет бизнес Zyxel в России? Что вы можете сказать о работе вашей компании в других странах региона ЕМЕА?

Джон Пирс: Государства региона ЕМЕА отличаются друг от друга по уровню экономического развития, соответственно, рынки ИТ тоже разнятся, как по объему и темпам роста, так и по спросу на разные технологии и категории продуктов. Если говорить о регионе ЕМЕА в целом, то здесь за последнюю пару лет наши объемы поставок ежегодно увеличивались на 10-13%. На фоне того, что сегмент рынка, на котором работает Zyxel, в последние годы не растет, мы считаем эти показатели хорошим достижением. Понятно, что, увеличивая свои продажи, мы тем самым отнимаем долю рынка у других производителей.

Для нашей компании самый большой рынок в Европе — немецкий. По предварительным оценкам доля Германии в общем объеме европейских продаж составит в 2018 г. примерно 15%. На долю России придется 5-6% оборота.

Если говорить об обычных, регулярных продажах коммуникационного оборудования, то здесь наилучший рост также показывает Германия. Особенно успешны небольшие реселлеры. Их выручка за последний год увеличилась на 16-17%.

Самый высокий спрос на системы безопасности мы видим в Италии, в сегменте СМБ. Продажи выросли примерно на 25%. Но это уже скорее проектный бизнес, сочетающий разработку дизайна и инсталляцию решений.

Дмитрий Танюхин: Что касается российского рынка, мы начали активно работать с каналом продаж весной 2017 г., когда подразделение, выпускающее продукты для домашних пользователей, было преобразовано в самостоятельную компанию. Из-за реорганизации наш бизнес в 2017 г. оставался примерно на уровне 2016 г. Реселлеры говорили, что присутствие Zyxel на рынке почти незаметно, компания меньше внимания стала уделять работе с каналом сбыта. Действительно, в тот период мы закрыли офисы в Казахстане и на Украине, да и в России сотрудники прежнего офиса, зная о предстоящем неминуемом разделении бизнесов на розничный и канальный, работали без особого энтузиазма. Но в 2018 г. новая команда Zyxel в России заметно активизировалась. Рост продаж в 2018 г. по сравнению с 2017 г. составил 34%. Причем речь идет только о поставках через партнерский канал. Сбыт оборудования через провайдеров мы не учитывали, поскольку сделки в этом сегменте происходят нерегулярно. Нередко бывает, когда в течение одного квартала провайдеры закупают оборудования больше, чем было запланировано на весь год.

В целом, темпы роста в России выше, чем, например, в Италии, но мы рассчитывали на еще более высокие цифры. Однако в наши планы вмешались мировые процессы. Негативную роль сыграло резкое снижение курса рубля в третьем квартале, из-за чего в высокий сезон уменьшился спрос.

CRN/RE: Какие продукты и технологии показывают сегодня самый большой рост?

Д. П.: Сейчас самая успешная и быстрорастущая линейка в нашем портфолио в регионе EMEA — решения, обеспечивающие сетевую безопасность. Помимо этого, высокими темпами увеличиваются продажи коммутаторов, активно развиваются такие направления как беспроводные системы, облачные продукты и технологии.

В сегменте беспроводных решений главным потребителем наших устройств являются предприятия СМБ, причем маршрутизаторы и точки доступа Zyxel игроки канала и пользователи считают топовыми в данной нише. В сфере облачных технологий мы предлагаем рынку платформу Nebula, предназначенную для управления сетью.

Популяризация и распространение нашей облачной платформы Nebula открывает новые перспективы как для заказчиков, так и для партнеров. Небольшим и средним компаниям становятся доступными решения, которые раньше могли себе позволить только крупные корпорации. А игроки канала превращаются из продавцов «железа» в поставщиков решений и услуг.

CRN/RE: Какие сегменты российского рынка наиболее интересны компании Zyxel?

Д. Т.: В России в числе наших основных приоритетов — рынок HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe/Catering), в особенности отельный бизнес. Сегодня невозможно представить, чтобы в отеле не было беспроводной сети. Охват помещений, пропускная способность, удобство подключения — это один из главных критериев, по которому человек оценивает комфортность пребывания в отеле. Спрос на такие решения растет, и оборудование Zyxel использовано во многих проектах. Отмечу, что стоимость некоторых проектов с нашим участием превышает 100 тыс. долл. Заказчики выбирают устройства Zyxel, ориентируясь на соотношение цены, качества и функциональных возможностей.

Второй важный для нас сегмент рынка — розничные торговые сети, имеющие много магазинов и складов. Таким заказчикам требуются решения для подключения к беспроводной сети торговых терминалов и специального складского оборудования, а также VPN-маршрутизаторы для объединения нескольких магазинов в единую сеть.

Третий сегмент, на котором мы фокусируемся, — школы и образовательные учреждения. Они приобретают коммуникационное оборудование и устройства для создания беспроводных сетей. Средняя стоимость проекта для одной школы составляет 20-30 тыс. долл.

CRN/RE: Как изменился ваш канал сбыта после реструктуризации бизнеса? Сколько партнеров у Zyxel в России, сколько в других странах региона ЕМЕА?

Д. Т.: До 2017 г. примерно 70% продаж приходилось на розничные продажи устройств Keenetic. Но после того, как из портфеля Zyxel ушли устройства для домашних пользователей, мы внесли коррективы в канальную политику. Одно из главных изменений — сокращено число дистрибьюторов. Поскольку мы избавились от большого объема розничных продаж, необходимость в большом пуле дистрибьюторов тоже исчезла. Сегодня мы имеем соглашения с четырьмя российскими компаниями: «Мерлион», «Тайле», «Треолан» и OCS. Они хорошо справляются с проектными и канальными продажами.

Д.П.: Партнеры второго уровня — это реселлеры, Интернет-магазины, и системные интеграторы. Мы стремимся, чтобы в этом списке все названные игроки были представлены в нужном количестве. Самая крупная сеть сбыта у нас в Германии, где мы работаем более 20 лет. Она насчитывает порядка 20 тыс. партнеров. Активных реселлеров, которые ежемесячно делают закупки, около 4 тыс.

Д.Т.: В России у нас также много партнеров. По результатам 4 квартала их насчитывалось 1004. Для сравнения, годом ранее было 540 реселлеров. Так что мы можем говорить почти о двукратном росте. Необходимо отметить, что, работая с дистрибьюторами, мы уже практически полностью «выбрали» их канал. Всего у каждого дистрибьютора насчитывается 1300-1400 реселлеров, закупающих сетевое оборудование хотя бы раз в квартал. Более того, из-за экономической ситуации и фискальной политики, увеличения контроля над деятельностью бизнесов количество активных реселлеров у наших ведущих дистрибьюторов в четвертом квартале, по их словам, даже снизилось.

Мы продолжаем работать и с розницей. В данном сегменте был хороший рост во второй половине 2018 г. Основные продукты, которые мы поставляем через этот канал — коммутаторы, точки доступа и LTE-маршрутизаторы.

CRN/RE: Адаптируете ли вы партнерские программы к местным условиям?

Д. П.: Каждая страна имеет свою специфику, и мы это учитываем, адаптируя партнерские программы к местным условиям. Например, в законодательстве Евросоюза жестко определены процедуры по защите персональных данных и меры противодействия кибертерроризму. В ряде случаев эти законы даже более строгие, чем в России. Например, за несоблюдение закона о защите персональных данных GDPR (General Data Protection Regulation) компаниям грозят огромные штрафы. А во Франции есть закон, по которому все отели должны в течение года хранить данные обо всех подключениях к Wi-Fi. Zyxel — один из ведущих поставщиков решений для рынка HoReCa в Европе, и очевидно, что в такой ситуации мы фокусируемся на продвижении решений для обеспечения информационной безопасности.

Д.Т.: Условия и цели партнерских программ одинаковы для всех стран: сотрудничество с Zyxel должно приносить прибыль игрокам канала, мы создаем привлекательные условия, гарантируем маркетинговую, финансовую и техническую поддержку. Партнерские программы в России имеют свою специфику, обусловленную, во-первых, большими размерами страны, и, во-вторых, повышенными финансовыми рисками. Многие регионы России превосходят по площади европейские государства. Из-за больших расстояний местным компаниям из небольших городов сложно доставлять продукцию и запчасти из крупных центров, поэтому для них мы оговариваем специальные условия.

Второй нюанс — нестабильность курсов валют и более дорогие, чем на Западе, кредиты. Взаиморасчеты между реселлерами и заказчиками осуществляются в рублях, причем зачастую деньги переводят не сразу, а с большой задержкой. За это время курсы валют меняются, и даже 5% рост может привести к потере прибыли. Поэтому в России величина проектных скидок выше, чем в других странах. К такому инструменту как рибейты мы относимся осторожно, их величину в каждом случае оговариваем индивидуально. Главная цель такого подхода — защитить прибыль игроков канала и предотвратить демпинг.

CRN/RE: Какие статусы предусмотрены для игроков канала сбыта, и каковы ваши планы по развитию партнерской сети в России?

Д. Т.: Для партнеров второго уровня у нас предусмотрено 3 статуса: зарегистрированный, серебряный и золотой. Как следует из названия, самый доступный статус — зарегистрированный. Чтобы его получить, достаточно зарегистрироваться на нашем сайте. К серебряным и золотым партнерам мы предъявляем требования по обороту и наличию сертифицированных специалистов.

Как я уже говорил, 4 дистрибьютора обеспечивают объемы поставок, поэтому их число мы не планируем увеличивать.

А вот количество партнеров второго уровня в ближайшее время должно вырасти. Объективная причина этого — расширение продуктового портфеля.

Все большим спросом пользуются системы видеонаблюдения. Мы предлагаем рынку один из ключевых элементов этих систем — специализированные коммутаторы.

Также высокие темпы роста демонстрируют облачные решения. Поэтому в перспективе мы рассчитываем расширить пул партнеров второго уровня до 1500 компаний.

Еще один сегмент рынка с высоким потенциалом роста — кибербезопасность. Но это вотчина специализированных компаний, которые, как правило, не занимаются продажей коробок.

В настоящее время у нас всего один золотой партнер и два серебряных. Мы не ставим своей целью намного увеличить число таких партнеров. Все зависит от того, насколько успешно будет развиваться бизнес Zyxel в России. В ближайшем будущем планируем увеличить оборот в вашей стране в несколько раз. К концу 2019 г. нам хотелось бы иметь 2-3 золотых партнера и 5-6 серебряных.

Источник: Константин Геращенко, crn.ru