7 февраля 2019 г.

Минувший год продемонстрировал худшую за всю историю динамику рынка смартфонов, включая четвёртый его квартал, традиционно наиболее прибыльный, — об этом сообщает IDC.

По предварительной оценке аналитиков, за финальные три месяца 2018 г. по всему свету было отгружено 375,4 млн смартфонов, что на 4,9% меньше, чем за тот же период годом ранее. Последовательный спад поставок в этой категории гаджетов продолжается в глобальном масштабе уже пятый квартал подряд. Всего же за минувший год в мире было поставлено на рынок 1,4 млрд смартфонов — на 4,1% меньше, чем в 2017-м.

Отдельные регионы, в особенности развивающиеся страны, показывали на этом фоне позитивную динамику: речь идёт прежде всего об Индии, Индонезии, Южной Корее и Вьетнаме. Однако тем глубже пропасть между ними и прочими рынками, на которых потребители успели уже насытиться (а кое-где и пресытиться) непрерывным потоком «революционных прорывных технологий», воплощаемых производителями смартфонов во всё новых и новых своих аппаратах.

Эксперты IDC упоминают среди причин спада потребительского интереса к смартфонам рост продолжительности эксплуатации однажды приобретённого устройства (что, в свою очередь, обусловлено общим снижением покупательной способности населения), давно ставшее реальностью в развитых странах насыщение и перенасыщение смартфонного рынка, а также продолжающее накапливаться недовольство запредельно высокими ценами на новинки. Новинки, которые, увы, в реальности гораздо менее отличны по сути от предыдущих моделей той же марки, чем силятся доказать маркетологи.

Крупнейшим мировым рынком сбыта смартфонов по-прежнему остаётся Китай: на него в 2018 г. пришлось около 30% всех отгрузок. Здесь доминируют четыре локальных бренда — Huawei, OPPO, Vivo и Xiaomi, — поставки смартфонов которых в сумме образуют 78% от общего объёма (по количеству аппаратов). В 2017 г. суммарная доля этих четырёх брендов в КНР составляла лишь 66%. Хотя восстановление активности китайской экономики в минувшего году продолжалось, политические неурядицы и торговый спор с США оказали далеко не самое позитивное воздействие на рынок.

В глобальном масштабе доминирование первой пятёрки смартфонных брендов также укрепилось: с 63% в 2017 г. занимаемая ими доля увеличилась до 69%. Это Samsung (18,7% мировых поставок в количественном исчислении по итогам IV кв. 2018-го; минус 5,5% относительно того же периода 2017 г.), Apple (18,2% и минус 11,5% соответственно), Huawei (16,1%, плюс 43,9% — и это не опечатка), OPPO (7,8%, плюс 6,8%) и Xiaomi (7,6%, плюс 1,4%). Как видно, даже чрезвычайно жёсткая политика США в отношении Huawei, выражающаяся в обвинениях в промышленном шпионаже и мошенничестве и запретах на закупки её продукции государственными структурами и частными компаниями, не мешают лидеру китайского рынка укреплять свои позиции в мире.

Аналитики подчёркивают, что по меньшей мере первый квартал 2018-го продолжит испытывать влияние прошлогодних факторов — и наверняка также завершится спадом смартфонных поставок. Далее же дело будет за вендорами: сумеют ли они преодолеть общемировую тенденцию к увеличению сроков эксплуатации уже приобретённых устройств?

Если прежде покупателей сравнительно несложно было увлечь всё более тонкими корпусами и всё более крупными дисплеями сверх- и ультравысокого разрешения, то теперь арсенал «прорывных решений» разработчиков смотрится куда более скромно. Наращивание количества камер не стало, судя по итогам четвёртого квартала, той архипривлекательной особенностью, ради которой значимое число потребителей преодолело бы своё нежелание обновлять и без того неплохо работающий актуальный аппарат.

Оптимальный для индустрии двухлетний цикл фактической эксплуатации смартфона в последние годы заметно растянулся — в первую очередь как раз по причине отсутствия внятной мотивации к приобретению гаджетов последующих поколений. И прошлогодняя тенденция к запредельному удорожанию флагманских моделей росту потребительской активности явно не способствовала. Удастся ли теперь разработчикам предложить рынку подлинно привлекательные и вместе с тем не слишком дорогие гаджеты? Пожалуй, первое приближение к ответу на этот вопрос позволит сделать открывающаяся вскоре в Барселоне выставка MWC 2019.

Пока, судя по разрозненным слухам о готовящихся к этому мероприятию премьерах, рынок ожидает целая подборка 5G-аппаратов, смартфоны и планшеты со складывающимися пополам или скручивающимися в трубочку экранами, звукоизлучающие экраны, испарительные камеры вместо пассивных радиаторов для отвода тепла от сверхмощных смартфонных процессоров, специализированные чипы для обработки задач искусственного интеллекта и по четыре-пять, если не больше, тыльных камер для флагманских моделей.

Достаточно ли этого будет для того, чтобы заставить массового потребителя на развитых рынках раскошелиться? Пожалуй, да, — если цены производителям и ритейлерам удастся снизить до более привлекательного, чем в прошлом году, уровня. Поживём — увидим.

Источник: Максим Белоус, crn.ru