11 февраля 2019 г.
На заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, которое прошло 24 декабря 2018 г., были утверждены паспорта целого ряда национальных проектов. В том числе и проекта «Цифровая экономика», по понятным причинам напрямую затрагивающего интересы отечественного ИТ-рынка. Теперь презентация, составленная по итогам представления этих паспортов, доступна на сайте Правительства РФ.
Всего на национальные проекты по дюжине направлений стратегического развития, перечисленные в Указе № 204 Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», будет выделено за всё время их реализации 25,7 трлн руб. Из них на «Цифровую экономику», без учёта альтернативных источников финансирования, — 1 трлн 634,9 млрд руб., т. е. около 15,7%.
На нацпроект «Наука», для сравнения, выделяется на тот же период 636 млрд руб., а на «Производительность труда и поддержку занятости» — 52,1 млрд руб. Основной капитал «Цифровой экономики» складывается из 1099,6 млрд руб. средств федерального бюджета и 535,3 млрд руб. внебюджетного финансирования. В качестве же альтернативных источников дополнительно планируется привлечь 45,5 млрд руб. за счёт предоставления универсальных услуг связи, и ещё 157,3 млрд руб. составят расходы при дополнительном финансировании.
Курировать проект «Цифровая экономика» назначен М. А. Акимов, заместитель Председателя Правительства РФ. Непосредственный руководитель проекта — К. Ю. Носков, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а его администратор — Е. Ю. Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Цели и задачи
Сроки реализации национального проекта «Цифровая экономика» установлены с
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.,
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств,
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
«Цифровая экономика» как национальный проект складывается из шести федеральных, крупнейшим среди которых по выделенному финансированию (772,4 млрд руб.) стал проект «Информационная инфраструктура». На втором месте по объёму средств располагается федеральный проект «Цифровые технологии» (451,8 млрд руб.), затем «Цифровое государственное управление» (235,7 млрд руб.), «Кадры для цифровой экономики» (143,1 млрд руб.), «Информационная безопасность» (30,2 млрд руб.) и «Нормативное регулирование цифровой среды» (1,7 млрд руб.).
Если в 2017 г. внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счёт всех источников составляли лишь 1,7% ВВП, то по итогам нынешнего года они должны достигнуть 2,2%, а в 2024 г. выйти на уровень 5,1% ВВП. В текущем году предполагается обучить 30 тыс. специалистов по компетенции цифровой экономики и 5 тыс. — по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов, тогда как в
До конца
К концу 2023 г., амбициозно указывает паспорт проекта, 100% государственных вузов внедрят элементы модели «Цифровой университет». К исходу же
Совместно с ИТ-компаниями — и это особенно важно для рынка — государство планирует в 2020 г. открыть 5 центров ускоренной подготовки специалистов, год спустя — уже 15, по итогам 2023 г. — 150. Предусмотрена грантовая поддержка сотен наиболее выдающихся образовательных организаций и десятков тысяч учащихся по специальностям, имеющим отношение к цифровой экономике; прежде всего — «Математика», «Информатика» и «Технология».
Всё своими силами
Образовательные программы по цифровым технологиям — одно из тех направлений, которым в рамках нацпроекта государство намерено уделить особое внимание. Нет сомнения, что многих игроков отечественного ИТ-рынка заинтересуют планы развернуть к 2024 г. 76 цифровых учебно-методических комплексов (включая учебные симуляторы, тренажёры, виртуальные лаборатории) для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология», а также провести к этому времени 133 специализированные смены соответствующей тематики в детских оздоровительных лагерях.
Долю домохозяйств, располагающих широкополосным доступом в Интернет, нацпрограмма «Цифровая экономика» предполагает увеличить с 72,6% в 2017 г. до 97,0% в
ИТ-компаниям, которые имеют отношение к строительству и эксплуатации центров обработки данных, небезынтересна будет такая цель проекта «Цифровая экономика», как построение опорных ЦОДов в федеральных округах: их должно быть 3 в 2019г., 5 в
Информационная безопасность — один из наиболее очевидных приоритетов, о какой бы области цифровой экономики ни шла речь. В результате компьютерных атак государственные информационные системы (ГИС) вынужденно простаивают — и чем более вся экономическая инфраструктура зависит от «цифры», тем менее допустимы подобные простои. Национальная программа «Цифровая экономика» предусматривает, что в текущем году средняя продолжительность спровоцированных компьютерными атаками простоев в пересчёте на одну ГИС не должна превышать 48 ч, в 2021 г. — уже только 18 ч, и в 2024 г. — и вовсе 1 ч на протяжении всего года. Необходимость поставки и сопровождения аппаратно-программных средств, которые гарантировали бы многочисленным и обширным ГИС соответствующий аптайм, обещает сегменту ЦОД российского ИТ-рынка ощутимое оживление.
Цифровой суверенитет сколько-нибудь крупного современного государства немыслим в отсутствие полного спектра программных средств локальной разработки, от операционных систем до СУБД, инженерного и конструкторского ПО. Одной только локализацией предлагаемых глобальными брендами программных продуктов тут, увы, не обойтись: наряду с собственной облачной инфраструктурой отечественное ПО становится жизненно важным элементом подлинно устойчивой цифровой экономики.
Не случайно поэтому в рамках нацпрограммы к концу 2024 г. стоимостная (даже не количественная!) доля закупаемого и/или арендуемого госорганами отечественного ПО должна превосходить 90%, а та же самая доля для госкорпораций и компаний с государственным участием — превышать 70%. Ещё до конца 2020 г. паспорт «Цифровой экономики» предусматривает определение 18 лидирующих исследовательских центров по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий.
Национальная программа в представленном Правительством виде включает весьма детальный календарь событий, по которому на протяжении всего срока её исполнения несложно будет проследить за исполнением заявленных количественных и качественных показателей. Вот, для примера, как выглядит такой календарь на текущий, 2019 г.:
- Будет законодательно закреплен правовой статус российского сегмента сети Интернет, его инфраструктуры, порядок ее функционирования.
- Будет обеспечено нормативное регулирование развития цифровой экономики в части удаленной биометрической идентификации и облачной подписи, легализации смарт-контрактов, защиты прав потребителей для бизнес-ангелов, подходов к управлению общедоступными данными и государственными реестрами.
- Будет создана информационная система мониторинга и управления сетями связи общего пользования.
- Будет принят федеральный закон, регулирующий вопросы создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики («регуляторных песочниц»).
- Будет утверждена Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации.
- Будет разработан комплекс мер экономической поддержки компаний, продукция которых имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
- Будет разработана Генеральная схема развития сетей связи и инфраструктуры городов.
- Будут созданы национальный стандарт классификации ЦОД и система сертификации, определены требования, предъявляемые к уровню качества предоставляемых сервисов (SLA) и к инфраструктуре ЦОД, используемых для государственных информационных систем и информационных ресурсов ОГВ, государственных внебюджетных фондов и местного самоуправления.
Итак, цели определены, задачи поставлены, ответственные назначены...
Источник: Максим Белоус, crn.ru