28 марта 2019 г.
Мода на звучные технологические термины — «большие данные», «периферийные вычисления», «искусственный интеллект» — порой принимает самые неприглядные формы. Как пару лет назад одно только слово «блокчейн» в наименовании стартапа способно было повысить его капитализацию едва ли не впятеро, так и сегодня атрибуция компании в качестве «занимающейся темой искусственного интеллекта» автоматически идёт ей в плюс. Даже в том случае, если на деле никаких связанных с ИИ разработок она не ведёт.
Напомним, что в октябре 2017 г. британская компания On-line Plc даже не переименовалась, а только объявила о планах сменить своё название на On-line Blockchain Plc. В тот же самый биржевой день котировки её акций взмыли на 394%. Интересно отметить, что начали эти акции торговаться всего лишь за сутки до громогласного объявления, и за самый первый день тоже успели подняться от начальных значений довольно заметно — на 19%. То есть потенциал у стартапа был и без того, — но упоминание модного термина привело к поистине взрывному росту ожиданий.
В то время основанные на технологии блокчейна криптовалюты находились на мощном подъёме (правда, до краха биткойна, который пришёлся на начало
Кати Бессан (Cathy Bessant), глава Bank of America по технологиям и операционной деятельности, посетовала недавно в интервью телеканалу Bloomberg: «Мне не встречался ни единый пример реального применения блокчейна за пределами одиночной, разовой транзакции или небольшого их набора. Всем технологическим компаниям, которые приходят и твердят „блокчейн, блокчейн, блокчейн“, я говорю: „Покажите мне пример действующего приложения. Давайте мне то, что я смогу использовать, и я испробую это у себя“. Тишина». И это — притом, что Bank of America владеет в настоящее время 82 патентами, имеющими отношение к технологии блокчейна; больше, чем какая-либо другая компания мира, включая активно внедряющие распределённый криптореестр Mastercard и PayPal.
Магический термин
Нечто подобное происходит и в наши дни с искусственным интеллектом (ИИ), — ещё одним специальным термином из области ИТ, который оказался способен магически воздействовать на умы и кошельки инвесторов. «Магически» в том смысле, что мало кто из вкладывающих средства в стартапы детально представляет себе, каким же образом этот самый ИИ работает вообще — и как он имплементирован в разработки данной компании в частности.
Недавно опубликованное исследование венчурной компании MMC и инвестиционного подразделения банка Barclays свидетельствует: среди новоявленных европейских компаний, классифицируемых как «ИИ-стартапы», доля тех, что в действительности занимаются разработками, хотя бы в какой-то мере относящимися к области искусственного интеллекта, не превышает 60%. Две же пятых из более чем 2800 номинальных «ИИ-стартапов» в ЕС вообще не имеют ни малейшего касательства к этой проблематике.
Наиболее широкое определение, которое можно в наши дни дать реально применимому на практике искусственному интеллекту, таково: это компьютерная система, способная с высокой степенью надёжности исполнять те или иные задачи, для которых традиционно требовался «натуральный» человеческий интеллект. Под такое определение попадают и самообучающиеся системы распознавания образов, и решения для автоматизированной отбраковки дефектной продукции на конвейере, и развёрнутые в облаках чат-боты для обработки клиентских жалоб и запросов.
Сам по себе ИИ в этом широком смысле признаётся аналитиками одним из наиболее перспективных направлений технологического развития за последнее время — и, вполне возможно, за всю историю человечества. Отчёт MMC и Barclays подчёркивает, что внедрение и непрерывное совершенствование искусственного интеллекта провоцирует чрезвычайно стремительный сдвиг технологической парадигмы во всех отраслях, в которых имеет место.
За минувший год количество реально задействованных в тех или иных бизнес-процессах инсталляций ИИ выросло по всему миру втрое, а запрос рынка труда на специалистов в этой области удвоился за последние 24 месяца. Сильнее всего востребованы и лучше всего оплачиваются такие специалисты в технологическом и финансовом секторах, — именно там сегодня работают до 60% всех ИИ-экспертов. Что, как подчёркивают аналитики, создаёт парадоксально грозящую снижением темпов роста «утечку мозгов» из академических и научных центров (где исследователи занимаются наиболее широкими, стратегическими проблемами развития ИИ) в чисто прикладные области.
Отсюда неудивительно, что, судя по отчёту MMC и Barclays, ассоциированные с ИИ-разработками стартапы привлекают значительно больше средств — порой на 15%, а порой и на 50% — по сравнению с другими. При этом, что занимательнее всего, сами стартапы практически никогда не идут на откровенный обман и не включают безосновательно в списки своей активности пункт «искусственный интеллект». Отнесение компании к разряду «ИИ-стартапов» остаётся на совести сторонних аналитических агентств вроде Pitchbook, Crunchbase или CB Insights — тех, на экспертизу которых полагаются затем венчурные капиталисты и бизнес-ангелы, выбирая объекты для своих инвестиций.
Справедливости ради стоит отметить, что сами некорректно отнесённые к «ИИ-стартапам» компании не слишком-то спешат поправлять заблуждающихся аналитиков. Ещё бы: упомянутую разницу в 15..50% объёмов инвестиций не хочется терять никому. Да и в целом то, что сегодня выглядит недоразумением, завтра вполне может обернуться пророчеством. MMC и Barclays приводят такую оценку: если в наши дни один из дюжины европейских стартапов действительно предлагает связанные с ИИ продукты или услуги, то шесть лет назад речь шла об одном стартапе из полусотни. Иными словами, даже компании, отнесённые пока к «ИИ-стартапам» по ошибке, год-два спустя вполне могут задуматься о реальном внедрении технологий искусственного интеллекта в свои бизнес-процессы.
Источник: Максим Белоус, crn.ru