9 апреля 2019 г.
Госзаказчики вынуждены соблюдать требования нормативной базы. И здесь время от времени возникают нереализуемые идеи. Например, добиться того, чтобы к концу года 80% офисного ПО и операционных систем должны стать российскими. Или за полгода перевести российский софт на импортонезависимые СУБД... Требования смягчают, но нервозность остается. Но хотя на слуху именно эти проблемы, госзаказчиков они не так сильно волнуют. Придя к убеждению, что импортозамещению ИТ быть, они испытывают опасения по другим вопросам.
За четыре года, промелькнувших с начала кампании по импортозамещению, эта ниша сильно изменилась. Выросли интерес и доверие крупных организаций-заказчиков к российскому ПО, которое, вопреки негативным ожиданиям участников рынка, достаточно успешно прошло испытание в пилотных проектах. Понемногу начала ослабевать изначальная убежденность во второсортности российского ПО. Сама идея импортозамещения ИТ начала казаться реалистичной и восприниматься обществом и потенциальными заказчиками позитивнее, чем раньше. Важно и то, что передовые заказчики (федеральные и региональные госорганизации) наконец перестали искать прямые аналоги наиболее известных западных продуктов (в надежде на простую, но нежизнеспособную схему замены 1:1) и начали оценивать и описывать свои реальные потребности. Это заметно, в частности, по изменению их технических заданий.
На изменение отношения к импортозамещению указывает и изменение частоты вопросов, которые госзакзачики задают ИТ-компаниям, участвующим в переходе на импортонезависимые ИТ. В
Российским разработчикам сложно самим ответить на эти вопросы, потому что настоящая поддержка своего ПО (даже с помощью «внутренней», специально созданной для этого сервисной компании) — задача для них незнакомая и почти непосильная. Чтобы решить её, им нужно понимать, как работает сервисная модель бизнеса. Новый непрофильный бизнес нужно «поднимать», а это связано с большими затратами (материальными и ресурсными) и с большими рисками. Необходимы специальные знания и навыки, позволяющие выстроить качественно работающие (и при этом рентабельные) линии техподдержки, разработать методики, применить современные инструменты, внедрить процессную модель управления, перейти с практик на настоящие процессы ITIL. Эту работу должен проделать каждый разработчик, что, конечно нереально.
Но если разработчик ОС или СУБД уже состоит в партнерстве с сервисной компанией, которая берет на себя поддержку его программного продукта (отдельно или в составе комплексов импортонезависимого ПО), то снять главные опасения госзаказчиков, связанные с импортозамещением в ИТ, становится намного проще. Во многом потому, что и техподдержка, и вся «сервисная обвязка» отдельных продуктов и стеков ПО (специализированные ИТ-услуги, создающие ценные для потребителя свойства, а также поддерживающие неограниченный жизненный цикл новой системы), из кошмара и «пожирателя ресурсов» превращаются в один из главных источников конкурентных преимуществ разработчика ПО. Ниже я расскажу, как та или иная услуга из «сервисной обвязки» снимает самые частые и весомые опасения госзаказчиков, начинающих или уже ведущих проекты импортозамещения в ИТ.
Опасение № 1: «Импортонезависимое ПО будет плохо работать»
Как снять: протестировать комплекс ПО на совместимость и показать работу нового ПО на готовых стендах
На стендах у сервисной компании, занятой импортозамещением в ИТ, как правило, уже собраны предварительно протестированные типовые конфигурации импортонезависимого ПО и отработаны соответствующие методики (в этом надо убедиться!). Например, там работает связка ОС АЛЬТ и SambaDC, замещающая службу каталогов ActiveDirectory от Microsoft. Эта замена полностью совместима с уже существующими инфраструктурными решениями. К домену также подключены рабочие станции сразу на ОС АЛЬТ и ОС Windows, что позволяет потенциальным заказчикам импортонезависимых решений увидеть, как могут согласованно работать обе части ИТ-инфраструктуры — замещаемая и та, на которую её постепенно замещают. Сюда же могут быть встроены СУБД PostgresProfessional и платформа 1С на Linux. Также заказчики могут увидеть, как в среде ОС АЛЬТ ведут себя системы коллективной работы — например, CommuniGatePro, или почтовые системы (SOGo, «МойОфис»).
Для заказчиков с высокими требованиями к безопасности ИТ-решений, стремящихся одновременно снизить риски ИБ и санкционные риски, уже есть стенды, где импортонезависимое ПО работает на «Эльбрусах». Представители федеральных и региональных госорганизаций, муниципальных органов власти, госкорпораций, силовых ведомств, промышленных предприятий, научных организаций, участвующих в создании новых отечественных технологий, могут «примерить на себя», как работает ПО на российских процессорах.
Опасение № 2: «Новое ПО будет плохо работать именно в нашей ИТ-инфраструктуре»
Как снять: провести небольшой пилотный проект в ИТ-инфраструктуре компании-заказчика
Госзаказчик может выделить мощности в своей ИТ-инфраструктуре, чтобы сделать небольшой пилотный проект. В этом случае сервисная компания развертывает тестовый стенд уже у него, с учетом ИТ-ландшафта его информационной системы и планов её развития. У заказчика может работать, скажем, служба каталогов SambaDC, интегрированная с AсtiveDirectory от Microsoft, а также файловый сервер и платформа унифицированных коммуникаций CommuniGate, с помощью которой клиент планирует, начав с электронной почты, внедрить весь спектр коммуникационных сервисов (аудио- и видео-коммуникации, управление общими календарями, контактами, задачами, возможность работы с мобильных устройств). Причем, CommuniGate может работать параллельно с Exchange, а SambaDC — параллельно с AсtiveDirectory. ИТ-специалисты сервисной компании могут перенести в тестовую среду часть почтовых ящиков и календарей компании-заказчика с реальными данными пользователей.
Поддержку работающих одновременно Windows и Linux-инфраструктур организация-заказчик тоже может получить «из одного окна» — после окончания пилотного проекта. Точно так же можно посмотреть, как ОС АЛЬТ и все упомянутые выше сервисы будут работать на аппаратной платформе «Эльбрус».
Опасение № 3: «Новая система не будет развиваться»
Как снять: поддержать систему на всем жизненном цикле (road-map)
В одиночку сервисная компания создать и представить такие дорожные карты не сможет. А вот в альянсе с компанией-разработчиком ПО — например, отечественной ОС — вполне. В случае совместной работы компаний за вендором или несколькими вендорами ПО останутся этапы, относящиеся к правильному выбору архитектуры ИТ-решений и его компонент, к ресурсной оценке проектов и к результатам каждого этапа. А за сервисной компанией — стадии, относящиеся к бюджетной оценке внедрения, самому внедрению, к эксплуатации и развитию нового ИТ-решения (работа с данными пользователей, контроль производительности системы, пути ее развития, расчет ресурсов, необходимых для дальнейшего развития).
На продуманные дорожные карты, в которые все это включено, организация-заказчик может опираться несколько лет. Это поможет ей ясно видеть, что потребуется для развития новой системы, когда именно и во что развитие обойдется — и все поэтапно.
Опасение № 4. «Нас оставят один на один с проблемами после внедрения»
Как снять: обеспечить поддержку российского ПО «от вендора» и поддержку «безвендорных» продуктов в открытой шине поддержки (по принципу «одного окна»)
Отдельный момент — поддержка нового ПО после внедрения. Более 80% потенциальных заказчиков спрашивают: как тут быть? Как не остаться наедине с ИТ-проблемами, причем, не по одному новому продукту, а сразу по нескольким? Это действительно важные вопросы, ведь в любом проекте по внедрению импортонезависимого ПО будет, за редчайшими исключениями, задействован целый комплекс программных продуктов. Это особенно актуально, если внедрение и тиражирование российского ПО ИТ-специалисты компании-заказчика решили вести сами. В этом случае разумно обратиться за вендорской технической поддержкой ПО в открытую шину техподдержки российского ПО, которую разработали и реализовали наша сервисная компания и «Базальт СПО» (российский разработчик линейки операционных систем для госсектора, госкорпораций и крупного бизнеса). Обращаясь не к отдельным вендорам, а «в общую шину», заказчик гарантированно получает техподдержку всего подключенного к шине комплекса внедренных продуктов как единого целого, с общим SLA по всей России.
Но надо отметить, что компонентами готового импортонезависимого решения в большинстве случаев становятся не только отечественные продукты, но и ПО, созданное международным сообществом Open Source. В случае российского ПО сервисная компания берет на себя
Опасение № 5: «Проект по импортозамещению станет долгостроем»
Как снять: упростить миграцию на российское ПО и АО (ППАК)
Из российского ПО, как показывает практика импортозамещения, уже можно создать качественные стеки продуктов и технологий для решения широкого класса задач. И использовать их в составе ППАК-ов (преднастроенных программно-аппаратных комплексов). Передовые заказчики легко понимают ценность таких стеков и ППАК-ов — как способа максимально снизить сложность и риски перехода на новое ПО. Этот путь, радикально облегчающий внедрение импортонезависимого ПО, хорошо подходит, например, для крупных вертикально интегрированных холдингов (ТЭК, транспорт, энергетика, производство продуктов питания) или для организаций из сферы здравоохранения.
Такие комплексы созданы для оперативного решения типовых ИТ-задач госкомпаний («сервис виртуализации», «платформа для ИС», «система централизованного управления ИТ-инфраструктурой» и др.). И работают они не только на процессорах архитектуры x86, но и на «Эльбрусах». Выгода для заказчиков очевидна: импортозамещающий проект с использованием ППАК длится не
Источник: Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group