19 июня 2019 г.
Россияне с экспертными знаниями и навыками в сфере digital меньше стремятся уехать на работу за рубеж, чем их иностранные коллеги: 58 против 67%.
Цифровые эксперты не только входят в число наиболее востребованных талантов в мире, но также находятся в первых рядах тех, кто хотел бы переехать работать за границу. Согласно данным совместного исследования BCG и The Network, 67% опрошенных цифровых экспертов в мире готовы рассматривать карьерные возможности в других странах. При этом в России эта цифра ниже и составляет 58%. Всего в опросе приняло участие более 26 тысяч человек из 180 стран, из них более 1600 специалистов из России.
Одной из причин такой статистики именно в России может быть масштабная цифровизация, проходящая в стране и мире. Запрос на таланты в этой сфере очень высок, частные компании и государственные структуры активно борются за кадры. Они создают комфортные условия труда, предоставляют значительную финансовую компенсацию, стараются помогать в обучении. Так, по последним данным компании HeadHunter, на одну вакансию в сфере ИТ в России приходится менее 3 резюме соискателей, что говорит о дефиците специалистов. При этом, в зарплатном рейтинге отраслей HeadHunter ИТ стабильно занимает верхние позиции со средней заработной платой для специалистов, превышающей 88 тысяч рублей (данные за I квартал 2019 г.).
Российские таланты больше сфокусированы на работе, чем их коллеги из других стран: российские цифровые эксперты не стремятся к поиску оптимального баланса между занятостью и личной жизнью и признают финансовую компенсацию и интересную работу основными критериями при выборе работодателя. Среди других критериев — возможность обучения и повышения квалификации, финансовая стабильность работодателя, а также возможности карьерного роста.
«Очевидно, что за российских ИТ-специалистов конкурируют не только отечественные, но и иностранные компании. При этом необходимо учитывать, что за предложениями более высокой зарплаты в иностранных компаниях стоят гораздо более высокие требования: на специалистов с опытом работы меньше года приходится только 3,5% таких вакансий, 24% — на тех, кто проработал в индустрии от года до трех лет, основная же часть предложений адресована сотрудникам со стажем более четырех лет, — отметила Мария Игнатова, руководитель Службы исследований HeadHunter. — Российские компании все чаще осознают, что потребность в ИТ-специалистах — это игра вдолгую, требующая изменения многих HR- процессов, от поиска, найма, удержания до корпоративной культуры. Также в России достаточно много примеров эффективного обучения и привлечения ИТ-специалистов — от открытия корпоративных школ программирования до запуска совместных с крупнейшими техническими вузами магистерских программ».
Учитывая высокую роль, которую цифровые эксперты будут играть в ближайшем будущем, интересно, что государственная служба уже сейчас вошла в топ-5 потенциальных мест работы для этой категории сотрудников, обойдя, например, собственный бизнес.
О цифровых экспертах
Более 90% цифровых экспертов в России имеют высшее образование (против 80% в мире), 71% из них — это мужчины (68% в среднем по миру). Вопреки расхожему мнению, они предпочитают работать в крупных компаниях, а не в стартапах. Лишь 11% занимают позиции на верхних уровнях корпоративной иерархии, а у 47% вообще нет никаких менеджерских обязанностей.
Если говорить о специализации, то большинство цифровых экспертов в России заявили о том, что они обладают экспертными навыками в разработке, инжиниринге и аналитике больших данных — 49%, программировании и веб-разработке — 30%, а также разработке мобильных приложений — 29%.
Партнер и управляющий директор BCG Екатерина Тимофеева подчеркнула, что «к 2025 году дефицит кадров категории „Знание“ составит более 10 млн человек, согласно выводам отчета BCG „Россия 2025: от кадров к талантам“. При этом около 10 млн человек могут оказаться невостребованными, что остро ставит вопрос о необходимости масштабной системной переквалификации. Результаты текущего исследования также говорят о том, что спрос на экспертов с навыками в наиболее востребованных областях пока остается неудовлетворенным. Лишь 14% респондентов заявили о своей экспертной квалификации в сфере agile, в использовании искусственного интеллекта и того меньше — 8%. Компании, которым нужны такие специалисты, столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны других игроков. Помимо возможностей на внешнем рынке, закрыть свои потребности в цифровых экспертах они отчасти смогут за счет переобучения и повышения квалификации уже работающих сотрудников».
О мобильности цифровых экспертов
В среднем по миру 67% цифровых экспертов готовы рассматривать возможность переезда за рубеж ради более выгодных карьерных перспектив, однако реальная заинтересованность в большой степени зависит от конкретной страны. Например, среди жителей Индии и Бразилии переехать в другую страну ради работы готовы 75% опрошенных, а в Китае таких — меньше 25%.
Россия заняла
Желание переехать наиболее часто озвучивают эксперты из развивающихся стран, которым подобный шаг видится как возможность для карьерного развития. «При более детальном анализе мы также обнаружили, что зачастую цифровые эксперты больше всего хотели бы переехать либо куда-то по соседству, либо в страну, где люди говорят на том же языке и имеют близкую культуру», — отметил Райнер Штрак, старший партнер BCG и один из авторов отчета.
Главным направлением для переезда в целом по миру стали США, а наиболее популярным городом —Лондон. Следом за британской столицей идут Нью-Йорк, Берлин, Амстердам и Барселона. При этом российские эксперты отдают предпочтение Германии и Берлину. Также российские цифровые эксперты, в отличии от коллег не готовы рассматривать Ближний Восток (Абу-Даби и Дубай) в качестве места для переезда.
Цифровые эксперты для экономики
«Городам и странам следует создать ценностное предложение для цифровых экспертов, отвечающее их приоритетам при выборе работодателя, ведь именно наличие или нехватка цифровых экспертов будут определять темпы и эффективность цифровизации, которая, к примеру, к 2035 году затронет 3/4 рабочих мест в мировой экономике. Одним из первых шагов в этом направлении могла бы стать разработка национальной или региональной дорожной карты стратегического кадрового развития. На правительственном уровне целесообразно рассмотреть возможность запуска образовательных программ и продвижения брендов страны и ключевых городов как центров притяжения для цифровых талантов», — заключает Старший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия Владислав Бутенко.
Источник: Пресс-служба компании HeadHunter