2 июля 2019 г.
Аналитики уже который сезон называют локомотивами ИТ-рынка BigData/СХД, ИИ/нейровычисления, 5G/Wi-Fi 6, IoT/робототехнику и cloud/аренду. В четырех группах, как видно, указаны двойные варианты трактовок, так как направление одно, но разные группы аналитиков делают различные акценты. Например, одни говорят, что рынок будут двигать вперед «облака», другие смотрят шире и считают, что бизнес-схемы, отработанные на ставшем привычном cloud, станут активно применять для аренды самых разных элементов ИТ от SaaS до HaaS и от DaaS до IaaS.
Почему потребовались новые локомотивы? Потому, что у старых появились жесткие проблемы, которые продолжаются не первый год и которым не видно конца.
Где продолжается падение
Практически во всех сегментах, которые принято считать базовыми, ситуация, мягко говоря, печальная. Продажи традиционных девайсов сокращаются от квартала к кварталу. Наиболее выразительно это видно в сегменте ПК, который падает уже 7 лет — с редкими и незначительными всплесками в пределах отдельных кварталов — и тренд этот продолжается, причем ситуация начинает развиваться по аналогичному сценарию и в других сегментах.
Прогнозы для рынка ПК печальны: глобальные поставки десктопов, ноутбуков, рабочих станций и планшетов (включая гибридные решения) в текущем году снизятся еще на 3% в натуральном выражении по сравнению с итогами прошлого года, согласно прогнозам IDC. Более того, аналитики ожидают, что в ближайшие годы объем рынка компьютерных устройств в натуральном выражении будет падать и дальше со скоростью примерно на 1,6% в год как минимум до 2023, но есть и более печальные прогнозы. Рынок смартфонов, судя по всему, по итогам года также окажется «в минусе»: по данным IDC, спад в натуральном выражении по итогам 2019 будет порядка 1,9% по сравнению с 2018. И это тоже оптимистические прогнозы, так как прогноз на первое полугодие текущего года — минус 5,5% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. Явно «не здоровится» сегменту принтеров, который в первом квартале упал на 3,5%, по данным IDC.
В локальных рынках иногда появляются некоторые новые тренды, которые на какое-то время изменяют картину, но это ненадолго. Например, отложенный спрос позволил российскому рынку ПК выйти на выразительную положительную динамику, но ненадолго. Российский рынок ПК, напомним, по итогам первого квартала 2019 тоже вернулся к падению, причем оно весьма значительно: продажи компьютеров на российском рынке оказались на 10,5% меньше показателей аналогичного периода 2018 года...
Особенности момента
Разумеется, старые сегменты не утратили актуальности для реселлеров — объем продаж компьютеров, например, измеряется миллионами — просто конкуренция растет опережающими темпами. Интересно, что в новых сегментах конкуренция тоже весьма высока — туда устремляются как компании с опытом работы в традиционных форматах, так и стартапы. Что же делать? Искать перспективные ниши, которые растут сейчас или у которых есть перспективы для роста в ближайшем будущем. О некоторых таких нишах в перспективных сегментах мы и поговорим.
Поиск «ниши в нише» может оказаться эффективным в разных сегментах, вовсе не обязательно в «локомотивных». Например, глобальные продажи принтеров, по данным IDC, показали спад на 3,9% в натуральном выражении, но есть сегмент, где прирост положительный и весьма значительный. На 4,7% выросли продажи цветных струйных многофункциональных принтеров производительностью от 11 до 20 страниц в минуту. Разумеется, реселлеры, сделавшие ставку на эту нишу, могут достичь хороших оборотов и прибылей. Похожие примеры есть и в других сегментах, реселлерам нужно лишь их найти и использовать.
Хранилища данных
Рынок СХД, казалось бы, должен чувствовать себя просто прекрасно — потребность в хранилищах данных растет, IoT исправно поставляет все новые терабайты данных (по данным IDC, годовой прирост объемов данных от датчиков «интернета вещей» составляет 28,7% и так будет продолжаться до 2025 года как минимум), а пользователи разных масштабов находят все новые и новые применения для BigData.
Действительно, объем систем хранения данных, проданных в первом квартале, вырос аж на 14% в натуральном выражении (в данном случае в таком качестве считают суммарную емкость поставленных на рынок СХД) по сравнению с позапрошлым, да только «в деньгах» этот сегмент все же упал — на 0,9%. Причина очевидна: конкуренция.
Что делать ИТ-компаниям? Искать «ниши в нише»! Тут возможны интересные варианты. Например, по итогам квартала продажи серверных хранилищ данных падали существенно быстрее рынка — минус 6,6% «в деньгах», а вот продажи внешних СХД, наоборот, росли — на 5%. Как видно, делая акцент на «нишах в нише», интересных результатов могут достичь даже компании, специализирующиеся на box moving.
У поставщиков решений есть свои варианты активности в нишах, зачастую весьма интересные. Например, российская компания UMA.TECH, создавшая решения для видеотрансляций и разных форматов платной дистрибуции видео, наработала нишевый экспириенс, который теперь активно использует. Компания может работать в разных нишах, которым требуются высоконагруженные решения, видеоаналитика или присутствуют другие запросы «по профилю» UMA.TECH, при этом получая более высокую маржинальность, чем доступна конкурентам.
Искусственный интеллект
В сегменте, связанном с искусственным интеллектом, происходит много интересного, но связанные с ним истории пока не канальные. С одной стороны, ИИ просто повсюду: улучшает фотографии в смартфонах, оптимизирует размещение данных в СХД, отвечает за развитие голосовых интерфейсов в «умных помощниках», улучшает эффективность решений для информационной безопасности и т.д.
Важно, что ИИ становится эффективным и актуальным инструментом для самых разных бизнесов. Например, «Сбербанк» запустил процесс кредитования юридических лиц на основе искусственного интеллекта. Системе, использующей ИИ, для принятия решения по заявке (заметим, до 2 млрд. руб.!), потребуется всего 7 минут, в то время как старая схема, в рамках которой сотрудникам банка перед принятием решения приходилось вручную проверять юридические документы, контрагентов, бенефициаров и лиц, принимающих решения, на рассмотрение заявки уходило примерно две-три недели.
Важно, что рассмотренный кейс — вовсе не единственный процесс в «Сбербанке», где уже применяют ИИ: в этой структуре функционирует более 2 тыс. моделей, использующих возможности искусственного интеллекта и машинного обучения. По словам руководства «Сбербанка», использование ИИ повышает эффективность соответствующих процессов минимум на 30%.
Однако, несмотря на присутствие ИИ в самых разных устройствах и решениях, нейропроцессоры сами по себе не являются товаром для дистрибуции. ИИ является драйвером для рынка, позволяя вендорам выпускать в продажу товары с явно улучшенными ключевыми характеристиками без радикального изменения в базовых компонентах, однако, как именно этим воспользоваться каналу — пока не очень понятно.
ИИ не является «волшебной палочкой», но эффективен в процессах цифровой трансформации. Например, внедрение системы «Сбербанком» системы ИИ-кредитования потребовало как применения элементов искусственного интеллекта, так и предварительной глубокой аналитики рынка, на основе которой была построена картина с широким перечнем важных элементов для принятия решений — контрагентов, бенефициаров и лиц, принимающих решения, и т.д. Экономический эффект для банка от такого хода получился многофакторный: кроме понятной экономии ресурсов персонала повысилась эффективность — как подчеркнули представители банка, корпоративные кредиты, выдача которых состоялась при помощи искусственного интеллекта, имеют положительную ликвидность. Однако к теме цифровой трансформации мы вернемся отдельно, причем неоднократно.
Wireless first
Мир, похоже, стремительно становится беспроводным — компьютеры, «умные устройства», датчики и другие девайсы стремительно переходят на wireless-интерфейсы, кабельные соединения становятся legacy. Например, Huawei объявил о намерении выпустить «умные телевизоры» со встроенными 5G-модемами, что позволяет применять новые кейсы для этих устройств, которые могут получать широкополосный доступ минуя домашние сети. Конечно, smart-телевизоры не являются широко распространенным товаром для корпоративного сегмента, но пример с инициативой Huawei, делающей «кабель» устаревшим на привычном устройстве, весьма показателен.
Однако сегодня 5G-оборудование идет в основном крупным операторам сотовой связи. Есть, конечно, прецеденты создания корпоративных 5G-сетей, но это все же экзотика. Поставщиков оборудования для клиентов масштаба федеральных операторов сотовой связи можно пересчитать по пальцам, что же делать остальным реселлерам, работающим на рынке ИТ? Ждать, пока появятся массовые пользовательские устройства с 5G-модемами, а пока продвигать решения для Wi-Fi 6, которые тоже появились на рынке. Очевидно, клиентов, которые будут приобретать оборудование, поддерживающее Wi-Fi 6, на порядки больше, чем операторов сотовой связи, что делает этот драйвер уже интересным для канала.
Интересно, что если стандарт сетей пятого поколения уже является индустриальным, то Wi-Fi 6 будет принят на таком уровне через
Напомним, что технология Wi-Fi 6, как отметили специалисты Cisco на анонсе новых точек доступа, обеспечивает увеличение пропускной способности (до 400%), устойчивую работу девайсов в зонах с повышенной плотностью подключений, а также значительное уменьшение времени задержки. Последнее позволяет кардинально изменить взаимодействие пользователей и устройств с окружающим миром, что особо важно для IoT.
Интернет вещей
О преимуществах «интернета вещей» знают, наверное, уже все, однако тут появляются и получают развитие все новые и новые технологии и кейсы. Например, сейчас становятся все более популярны «цифровые копии» механизмов, машин, а то и целых цехов, которые без IoT немыслимы, но показывают эффективность у самых разных заказчиков. Эти и другие новые применения IoT приводят к быстрому росту сегмента: по оценкам IDC, положительная динамика в глобальных расходах на соответствующее оборудование в этом году составит 15,4%. Учитывая стремительное удешевление датчиков, которые становятся массовым товаром, сложно даже предположить, насколько увеличатся продажи IoT-элементов и IoT-устройств в натуральном выражении. Этот тренд можно и нужно использовать реселлерам, ведь все IoT-девайсы — от промышленных датчиков и «умных автомобилей» до «подключенных стиральных машин» и smart-ламп — являются канальным товаром.
В российских условиях «интернет вещей» имеет свой собственный локомотив, «нишу в нише»: курс на тотальную фискализацию выступает как драйвер для направления IoT. Напомним, что одним из первых успешных проектов нового времени в этом сегменте была тотальная чипизация шуб и меховых изделий. Такое решение позволило существенно уменьшить «серый рынок» шуб, а от массового перехода продаж «в белую» зону выиграла казна, так как уменьшились возможности для уклонения от налогов. Теперь аналогичные решения активно продвигают в другие товарные сегменты, причем на государственном уровне. Разумеется, поставки по госпроектам доступны немногому количеству компаний, но идея IoT-решений для снижения потерь по различным мошенническим схемам все больше нравится различным бизнесам, которые становятся активными заказчиками IoT-решений.
Активность в этом сегменте проявляют самые разные отрасли экономики, даже те, от которых не ожидали стремления к внедрению новейших технологий. Например, решениями «интернета вещей» все сильнее интересуется ЖКХ — возможность собирать показания датчиков в автоматическом режиме дает существенную экономию за счет «минусования» ручного труда сборщиков данных, а также уменьшения возможностей мошенничества за счет «скручивания» показаний.
Распространение новых стандартов беспроводных коммуникаций послужит мощным катализатором для популяризации IoT-решений, в которых присутствуют не только датчики, собирающие информацию, но и роботизированные элементы, управляемые удаленными компьютерами — от IoT-заслонок и smart-вентилей до роботов на сборочных конвейерах и дронов. Специалисты Cisco говорят о заметном снижении нагрузки на аккумуляторы устройств, работающих в стандарте Wi-Fi 6, что, безусловно, приятно, но менее значимо по сравнению с уменьшением времени подключения и прогнозируемом качестве обслуживания пользователей.
Сloud и его проекции
«Облачные» решения и разнообразные «проекции» этого подхода в сегменты традиционных продуктов из экзотики стали мэйстримом. Компании поняли, что использование cloud-технологий и различных форм аренды оборудования, программных продуктов и инфраструктуры обеспечивают возможности как быстрого входа на рынок новой бизнес-единицы (новой компании, нового отдела, нового филиала и т.д.), так и быстрого ухода ее с рынка в случае неудовлетворительных бизнес-показателей. Снижение риска оказаться с оборудованием, зависшим на балансе предприятия, лишь один из положительных эффектов, связанных с арендой — причем в самой широкой трактовке этого термина, включая cloud. Хотя арендованные ресурсы и оборудование обычно оказываются дороже для клиента, есть много факторов, которые делают их более актуальными за счет уменьшения общей стоимости владения. О современном состоянии «облачных» направлений и HaaS/DaaS/SaaS/IaaS стоит поговорить отдельно и более подробно, так как эта тема весьма интересная как для потребителей, так и для канала.
Источник: Редакционный материал