8 августа 2019 г.

ФАС России приняла решение о проведении антимонопольного расследования в связи с действиями корпорации на рынке распространения приложений для iOS. Дело возбуждено по заявлению «Лаборатории Касперского» о необоснованном отклонении версий программы родительского контроля Kaspersky Safe Kids (KSK) со стороны компании Apple, в результате чего очередная версия KSK лишилась существенной части функционала.

Официальная позиция «Лаборатории Касперского» по поводу иска к Apple

«Лаборатория Касперского» позитивно восприняла изменения в «App Store Review Guidelines», которые стали в большей степени учитывать потребности разработчиков приложений для iOS, в том числе, приложений для родительского контроля, которые ориентированы на домашних пользователей.

Обновленное «Руководство App Store по экспертизе» допускает использование MDM в ограниченных случаях в программах родительского контроля, а документ «Apple Developer Enterprise Program License Agreement» поясняет, что использование MDM и конфигурационных профилей в так называемых персональных программах или программах для домашнего использования возможно только с письменного разрешения Apple.

Однако, обновленные правила и ограничения от Apple не дают четких критериев возможности использования указанных профилей, а также информации по соответствию критериям для получения письменного разрешения Apple на их использование.

Apple запрещает передачу данных, получаемых из приложений, использующих MDM, третьим лицам. Apple не делает исключений и настаивает, что такой запрет будет касаться использования, широко распространенных в индустрии мобильных приложений, сторонних аналитических сервисов, позволяющих улучшать программный продукт на основании аналитики статистических данных.

В случае с продуктами «Лаборатории Касперского», речь идет не о передаче пользовательских данных, тем более с устройства ребенка, а о передаче информации только о работе нашего ПО и только с родительского устройства. Однако Apple не принимает во внимание эти аргументы.

Использование этих сервисов критично для разработчиков мобильных приложений, в то же время Apple не предоставляет подобных инструментов. В случае реального запрета использовать подобные сервисы Screen Time от Apple будет иметь конкурентные преимущества, которые отсутствуют у приложений других игроков на этом рынке.

Подводя итог, можно утверждать, что смягчение условий, о которых объявила Apple, имеет ряд вопросов, на которые пока нет ответов, и такая ситуация не позволяет говорить об устранении злоупотреблений со стороны Apple.

В частности:

  1. Компания Apple не предоставила сторонним производителям приложений для iOS безусловной возможности использования технологий и API, используемых или аналогичных используемым в приложении Apple Screen Time.
  2. Apple не представила прозрачной и ясной процедуры выдачи так называемых явных письменных разрешений на использование MDM-профилей и конфигурационных профилей. Для получения разрешения на использования технологий MDM и конфигурационных профилей сторонние компании-разработчики должны пройти некую проверку с неясным сроком завершения и непонятными критериями отбора.
  3. Требование Apple снижает конкурентоспособность ПО для родительского контроля сторонних разработчиков относительно приложения Apple Screen Time. Среди требований Apple для прохождения проверки содержится явный запрет на использование в приложениях любых сторонних сервисов аналитики, даже при явном согласии пользователя на их использование. В требовании Apple отсутствует информация о реальных причинах, обосновывающих такой запрет относительно использования таких сервисов, используемых всей индустрией разработки мобильного ПО. Данные, получаемые с помощью этих сервисов аналитики, не представляют интереса для злоумышленников.
  4. Apple заявила, что разрешение на использование технологии MDM-профилей будет выдаваться сроком на 1 год. При этом нигде не указано, будут ли предъявляться те же самые требования к приложениям через 1 год, что и во время первого запроса. Текущее положение позволяет Apple в любой момент изменять правила прохождения проверки и критерии отбора, вводить новые правила либо трактовать существующие правила иначе, как это ранее неоднократно происходило.
  5. Apple оставляет за собой право, в любое время и без объяснения причин снять из App Store любые приложения, даже те, которые удовлетворяют всем требованиям и получившие одобрение ранее. Это правило закреплено письменно за Apple в соответствующих документах. Это навязывание дискриминационных условий разработчикам приложений под iOS.

Другими словами: односторонняя коммуникация, маркетинговые и технологические преимущества Screen Time, которые недоступны сторонним разработчикам аналогичного ПО, непрозрачность процедур, официально зафиксированное право Apple совершать любые действия в отношении стороннего ПО, — все это создает определенные барьеры для сторонних разработчиков для входа на рынок ПО для родительского контроля для iOS, и эти барьеры являются результатом действий доминирующего субъекта, в этом случае — Apple. Эти действия оказывают негативное влияние на конкурентную среду смежного рынка, где доминирующий субъект также представляет свой продукт.

См. также официальный комментарий Apple.

Источник: Пресс-служба компании «Лаборатория Касперского»