15 августа 2019 г.

Михаил Орленко

Когда сотрудники думают о коллегах, они, вероятно, представляют товарищей по команде, с которыми сотрудничают в проектах, обмениваются офисными шутками и иногда что-нибудь вместе отмечают. Однако на рабочем месте будущего термин «коллега» может обрести совсем иное значение — он не обязательно будет означать другого человека.

Уже существует мнение, что технологии — это тоже наши «коллеги». Конечно, они не заменяет людей, но позволят стать еще более эффективными.

Обучение сотрудников для адаптации к быстро меняющемуся стеку корпоративных технологий, включая платформы, работающие на базе искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения, часто называют «повышением квалификации» или «переподготовкой». Но, хотя многие работодатели признают важность этой практики, лишь немногие фактически внедряют программы для достижения данной цели: согласно исследованию Accenture, проведенному в 2018 году, 61% руководителей бизнеса ожидают увеличения к 2021 году числа должностей, требующих сотрудничества с ИИ, но только 3% планируют значительные инвестиции в соответствующие программы обучения и переподготовки кадров.

С внедрением ИИ на уровне предприятия для ускорения повседневных операций компании сталкиваются с задачей превращения технологии в единого коллективного члена команды, внедряя ее в повседневную практику работы сотрудников. Какие шаги стоит предпринять, чтобы составить «дорожную карту» для переподготовки талантов, открытых будущему?

Карта навыков

Переподготовка работников может проходить на различных уровнях: обучение в традиционных моделях образования, приложения, которые помогают работникам строить свою карьеру и думать о следующих шагах, или что-то на стыке. Но для того, чтобы любое решение было успешным, компании должны четко понимать три вещи:

  • какими специфическими навыками должны обладать сотрудники-люди,
  • как технологии могут повлиять на эти процессы,
  • и каким должно быть взаимодействие между ними.

Непонимание технологических изменений препятствует успешной переподготовке сотрудников: нам пока сложно осмыслить все компоненты их работы и понять, какие из них нуждаются в помощи технологий.

Инициативы по обучению и развитию должны выходить за рамки общих советов оттачивать навыки общения и soft skills — хотя бы потому, что для них трудно предложить конкретные меры. Сотрудники должны учиться общению и с технологиями, должны быть готовы принимать и понимать новые технологии в будущем, чтобы оставаться нужными и незаменимыми.

Эффективные стратегии переподготовки кадров

Идея, что ИИ позволит сотрудникам сосредоточиться в своей работе на функциях высокого уровня, далеко не нова. В книге «Человек + машина: переосмысление труда в эпоху ИИ» («Human+Machine: Reimagining Work in the Age of AI», Paul R. Daugherty and H. James Wilson) ее авторы Пол Р. Догерти и Х. Джеймс Уилсон утверждают: «Распространенным заблуждением является то, что ИИ, в том числе робототехника и цифровые роботы, будут постепенно заменять людей в одной отрасли за другой... Это может быть и верно для каких-то рабочих мест, но гораздо больший потенциал ИИ заключается в дополнении и расширении человеческих возможностей».

Реальные примеры очевидны: вместо того, чтобы заниматься обработкой многочисленных запросов о статусах заказов — задачей, которую чат-робот на базе ИИ может выполнять удаленно и мгновенно, — представители службы поддержки могут тратить больше времени на разработку стратегий удержания клиентов или новых программ лояльности. А менеджер по подбору персонала будет освобожден от постоянной бумажной работы для создания новых программ обучения и развития — возможно, даже курсов с динамичным подходом к переподготовке.

Машины обрабатывают данные, а люди занимаются координацией и принятием решений.

Однако, чтобы достичь такого уровня синергии и эффективности, сотрудникам необходимо рассматривать технологии как коллег, а не просто как инструменты и тем более как потенциальную угрозу. Ответственность за поощрение такого мышления ложится на работодателей. Руководители бизнеса должны создать устойчивую инфраструктуру обучения и наладить партнерские отношения с образовательными учреждениями или онлайн-платформами обучения.

Площадки для онлайн-обучения становятся все более продвинутыми, а высокотехнологичные удаленные услуги специалистов — все более доступными (как финансово, так и плане информации). Массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC) и платформы могут предоставить ценные ресурсы для широкомасштабной переподготовки кадров. Люди разных специальностей и опыта работы (от лингвиста до защитника окружающей среды), проникаются идеями в области ИИ, теоретическими или прикладными. Это гарантирует технологиям — и нам в мире технологий — счастливое будущее.

Путь вперед

Например, компания AT&T в рамках инициативы Future Ready занимается переобучением 100 тыс. сотрудников к 2020 году, подготовку их к новым или измененным должностям и обязанностям, порожденным цифровой революцией. На это компания заложила 1 млрд долларов.

Препятствия неизбежны — например, при переподготовке сотрудников, которые боятся любых перемен или неизвестности. Кроме того, чем меньше очного общения между сотрудниками, тем выше вероятность напряженности или изменения динамики в команде.

Чтобы нивелировать это, крайне важно наладить корпоративную прозрачность, широкое информирование, планирование и обсуждение роли конкретного человека в компании. Сотрудник, который постоянно боится, что его сократят, хорошо работать не будет, поэтому установление четких сроков и ожиданий имеет большое значение — только тогда все будут довольны и продуктивны.

Наступил переломный момент для бизнеса: пора создавать рабочее место будущего и определять, какую роль в нем будет играть ИИ. Но начать нужно с реального знакомства с сотрудниками и с откровенного обсуждения перспектив их должностей.

Источник: Михаил Орленко, Руководитель департамента серверных и сетевых решений, Dell Technologies в России