21 августа 2019 г.
Офис, организованный как открытое пространство (open space), эстетически привлекателен и смотрится современно. Но кому такая организация по душе, помимо интерьерных дизайнеров и заказывающих у них проекты собственников бизнес-центров?
Наёмные работники в большинстве своём, как свидетельствуют опросы, предпочитают кабинетную систему, да и их работодатели всё чаще стремятся уйти от чрезмерной открытости модной офисной планировки. Квинслендский технологический университет ещё в исследовании 2009 г. отмечал, что 90% опрошенных «белых воротничков», вынужденных проводить время в open space, жалуются на повышенный уровень стресса на протяжении всего рабочего дня, высокую частоту конфликтов в коллективе, рост кровяного давления и ощутимую текучесть кадров.
Идея отказа от классической коридорно-кабинетной системы восходит к началу XX века, когда вдохновлённые эгалитаристскими идеями революционеров архитекторы и дизайнеры мечтали внести свой вклад в разрешение разделяющих людей социальных барьеров и в укрепление духа сотрудничества между ними путём отказа от физических стен в своих проектах. Забавно, что корпорации по всему миру тут же с удовольствием принялись внедрять открытые пространства в своих офисах: не для того, разумеется, чтобы зримо и значимо уравнять начальников и подчинённых, а с целью расположить на ограниченной площади, избавившись от стен, как можно больше рабочих мест для рядовых сотрудников.
К середине прошлого века стало понятно, что полностью лишённое визуальных разделителей открытое пространство мешает работникам сосредоточиваться. Особенно очевидным это оказалось к моменту появления у каждого на рабочем столе персонального телефонного аппарата — в отсутствие на тот момент шумоподавляющих гарнитур. Возвращаться к кабинетной системе, однако, было уже не с руки, и на свет появились кьюбиклы: тот же open space, но раздробленный на минимально отграниченные от общего объёма, рудиментарно персонифицированные фрагменты.
В 2018 г. исследователи Harvard Business School тщательно изучили показатели продуктивности сотрудников двух американских корпораций из списка Fortune 500 до того, как эти компании перешли от коридорно-кабинетной офисной планировки к open space, и сразу после. Результаты подтвердили то, что многим рядовым «белым воротничкам» и без того было очевидно: люди, вынужденные справляться со стрессом постоянного пребывания в открытом пространстве, начали ограничивать себя в общении.
По свидетельству исследователей время, затрачиваемое сотрудниками двух корпораций на живое взаимодействие друг с другом, сократилось на 70% после перевода из офисов на систему open space. Тогда как количество внутренней переписки по электронной почте, напротив, выросло, — на величину от 22 до 50% в зависимости от отдела. Учёные объяснили это резко возросшей потребностью наёмных работников отгородить своё личное пространство — пусть даже чисто виртуально, за счёт перевода рабочих коммуникаций с сидящими в нескольких метрах от них коллегами в цифровой, опосредованный вид.
Неудивительно поэтому, что в наиболее развитых экономиках, где ценность высококвалифицированной рабочей силы особенно велика, а нехватка её становится всё более ощутимой, набирает обороты новый тренд в организации офисного пространства: постепенный уход от open space. Именно постепенный: переделать в коридоры и кабинеты открытые пространства десятков тысяч офисных зданий разом невозможно, даже если бы собственники бизнес-центров на то согласились. Промежуточным решением по этой причине становятся офисные коконы (office pods) — своего рода замкнутые кьюбиклы, которые несложно установить в арендованном помещении, а при переезде так же просто демонтировать и забрать с собой.
В одних только США производственно-дизайнерских компаний, которые предлагают бизнес-заказчикам офисные коконы различных типов, уже насчитывается с полдюжины: Framery, PoppinPod, ROOM, Spaceworx, TalkBox, Zenbooth. Цены на боксы с дверью и стенами из пластиковых панелей либо МДФ, укомплектованные как минимум столешницей и полками/ящиками для бумаг, начинаются от 3,5 тыс. долл. Что может представляться довольно накладным, особенно если переоборудовать нужно open space на несколько десятков работников.
Однако, во-первых, подобные замкнутые кьюбиклы могут быть и многоместными, — этакие микрокабинеты на два, три и даже шесть посадочных мест. А во-вторых, инвестиции в дробление открытого офисного пространства окупаются за сравнительно короткое время. Заказчики офисных коконов — в число которых уже вошли такие мегакорпорации, как Capital One, Intel, Lyft, Pandora, Samsung, — отмечают ощутимый прирост производительности труда сотрудников, перемещённых в office pods из open space.
Разумеется, шанс поработать в персональном и даже многоместном коконе получает далеко не каждый: максимальное число инсталляций у компании Zenbooth, например, с её оборотом в 5 млн долл. в 2018 г., не превышает
Заказчикам, конечно, приходится заботиться о более интенсивном кондиционировании и проветривании заставленных офисными коконами помещений. Высокие стенки коконов поневоле ухудшают циркуляцию воздуха, а недавние изыскания свидетельствуют, что повышенный уровень диоксида углерода с высокой вероятностью может послужить причиной развития множества заболеваний, да и в целом не способствует активной умственной деятельности. Однако на ближнюю и среднесрочную перспективу — пока архитекторы, дизайнеры и собственники бизнес-центров не перестанут следовать доказавшей свою несостоятельность моде на open space — офисные коконы останутся, пожалуй, наиболее простым и эффективным решением проблем, порождаемых таким привлекательным и демократичным на вид открытым пространством.
Источник: Максим Белоус, crn.ru