13 сентября 2019 г.
На фоне набирающей силу торговой войны с Китаем прагматичные американские эксперты в области фондового ранка продолжают советовать своим согражданам приобретать акции ИТ-компаний из Поднебесной, что торгуются на NASDAQ. При этом в пятёрку наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения брендов наряду с вполне ожидаемыми Alibaba и JD.com вошёл и такой не самый известный за пределами КНР игрок, как Pinduoduo. И неспроста: эта платформа социального шопинга имеет все шансы хорошенько встряхнуть традиционный B2C-рынок.
В первую очередь Pinduoduo обращает на себя внимание завидными темпами роста. В 2018 г. её годовая выручка увеличилась по сравнению с уровнем
Однако темпы роста доходов Pinduoduo явно указывают на то, что избранная ею бизнес-модель социального шопинга, во-первых, вполне эффективна, а во-вторых — еще не слишком распространена. Суть этой модели до смешного проста: чем крупнее партия товара, тем большую скидку готов предоставить продавец на каждую его единицу. Но если одному покупателю требуется всего одна такая единица, другому две, третьему три, то никаких скидок они не получат. Тогда — почему бы им не объединиться?
Что, спрашивается, мешает в эпоху повсеместно проникшего Интернета всем этим покупателям договориться и разом приобрести у продавца как минимум мелкооптовую (а то и сразу оптовую) партию вожделенного товара? С ощутимой выгодой: и для себя самих, и для торговца, и для скромного посредника, который предоставит удобную онлайновую платформу для налаживания подобных взаимодействий. Именно в этом посредничестве и заключается принцип онлайнового социального шопинга. Используя широчайшие возможности китайских коммуникационных платформ WeChat и QQ, приложение Pinduoduo обеспечивает даже не самым крупным производителям привлекательных для широкой публики товаров внушительные объёмы продаж, а частным покупателям — невиданные на рынке В2С цены за единичные экземпляры той или иной продукции.
Только за 2018 г. число активных пользователей Pinduoduo превысило 418,5 млн, увеличившись на 71% по сравнению с аналогичным показателем
Справедливости ради следует отметить, что стремительный взлёт платформы социального шопинга потребовал от её создателей немалых инвестиций. По состоянию на середину текущего года её расходы продолжали превышать выручку, а операционный убыток за 2018 г. достиг 1,57 млрд долл. И это вполне объяснимо: деятельность Pinduoduo фактически сводится к непрерывному потоку логистических операций, весьма масштабных по объёму, особенно когда приходит пора рассылать по адресам конечных покупателей приобретённую оптом где-то в одном месте большую партию товара. Исполнять эти операции с наивысшей точностью и с минимальными задержками по времени — дело чрезвычайно непростое даже для КНР, где транспортная инфраструктура развита достаточно хорошо. Кроме того, компания тратит немалые средства на маркетинговую активность, — иначе ей вряд ли удалось бы быстро привлечь внимание такого числа регулярных клиентов.
Возможно ли повторить успех Pinduoduo на других локальных рынках, — в частности, на российском? Вполне вероятно: по крайней мере, открытая её создателями ниша вне КНР практически свободна. В подавляющем большинстве своём классические (западные по происхождению) онлайновые В2С-платформы ориентированы на индивидуального потребителя. Самое большее, что они предлагают в плане социализации шопинга, — это начисление бонусов или предоставление скидок по акции «приведи друга». Реже — некие дополнительные преференции за позитивные отзывы о самих этих платформах или продаваемых через них товары в соцсетях.
Китайская же модель делает ставку на подлинную социализацию онлайнового потребления: стремясь обеспечить себе как можно более весомые скидки, пользователи сами активно агитируют через соцсети друзей, знакомых и просто случайных фолловеров присоединяться к группе, формирующейся для покупки того или иного товара. Строго говоря, схожую модель в самом начале своей активности предлагал уникальный сервис купонных скидок (а ныне — всего лишь один из множества онлайновых маркетплейсов) Groupon. Однако в то время (2008 г.) социальные сети находились в зачаточном состоянии, да и фиксированная поставщиком скидка далеко не так выгодна для конечно покупателя, как возможность приобрести товар без всяких подвохов и оговорок по честной оптовой цене.
Огромную роль в популяризации Pinduoduo сыграл тот факт, что для взаимодействия с ним пользователю не нужно в очередной раз развёртывать на своём смартфоне новое ПО. Полный доступ к функциональности платформы предоставляет мини-приложение, активизирующееся прямо внутри смартфонного клиента WeChat по нажатию одной-единственной кнопки.
Вдобавок, привлекательность этой платформы именно для коллективистски-ориентированного китайского потребителя в немалой мере обусловлена самим её социальным характере. Пользователь Pinduoduo не просто получает товар с откуда-то взявшейся скидкой; он сам деятельно способствует заключению выгодной для всех сторон честной сделки, проявляя тем самым свою экономическую и социальную активность. Небольшие компании в КНР в последнее время предпочитают именно эту платформу гигантам вроде Alibaba, поскольку здесь им проще оказывается дотянуться до своего потребителя и наладить с ним психоэмоциональный контакт, не затерявшись в огромном ворохе доступных онлайна схожих предложений.
По данным консалтинговой фирмы Analysys International, около 60% клиентов Pinduoduo — жители глубоко провинциальных («третьеразрядных», third-tier, — это общепринятый термин) городов КНР, которые получают через эту платформу доступ к действительно качественным товарам по приемлемой для себя цене. И одновременно налаживают, пусть даже мимолётные, социальные связи со множеством своих сограждан, — в том числе и из более крупных городов. Так что и в плане укрепления межчеловеческих коммуникаций внутри страны социальный шопинг оказывается весьма действенным средством.
Возможно, и в России с её огромными просторами и значимым разрывом в доходах между отдельными регионами и местностями подобная платформа также развивалась бы успешно. Другой вопрос — кому и откуда взять начальный капитал на её развитие, учитывая, что на протяжении как минимум нескольких первых лет она с очевидностью также не будет приносить прибыли.
Источник: Максим Белоус, crn.ru