16 сентября 2019 г.
Кинематографическая «Матрица», даром что антиутопия, в мировоззренческом плане вполне гуманистична. Ведь центром её вроде бы целиком роботизированного мира всё равно остаётся человек: и как банальная батарейка, и как недостижимый, но вожделенный идеал для заправляющего в этой реальности планетой искусственного интеллекта, что освободился от власти людей, но не от человеческого способа мыслить.
Современная реальность куда прагматичнее: данные на наших глазах становятся плотью и кровью мировой экономики, а заодно и политики, повестку которой частенько определяют теперь вирусные Интернет-мемы и краткие сообщения мировых лидеров в Твиттере. Невозможно больше заниматься чем бы то ни было, и бизнесом в первую очередь, игнорируя цифровизацию, персонификацию, непрерывную актуализацию любых процессов и состояний.
Невозможно, однажды достигнув вершины, самоуспокоиться и почивать на лаврах сколько-нибудь продолжительное время: окружающая реальность меняется настолько быстро, что первые имеют все шансы в один миг оказаться последними — если не приложат достаточно усилий к тому, чтобы отстоять своё лидерство. «Правила этого мира таковы: если не совершать движений, то бизнес просто... потухнет», — именно на этой фразе был сделан акцент в красочном интерактивном перформансе, участниками которого стали участники и гости пленарного заседания MERLION IT Solutions Summit
Уникальность — двигатель торговли
«Мы — разные. Каждый из нас хочет своего», — эту простую истину предстоит в самое ближайшее время освоить всем участникам ИТ-рынка, которые намерены оставаться в бизнесе. Цифровизация производства, персонификация продаж и услуг открывают перед коммерсантами новые возможности — но и заставляют предметно учитывать запросы и предпочтения буквально каждого своего клиента. Каждого, даже если число их измеряется сотнями тысяч и миллионами.
Благо, в наши дни чрезвычайно просто узнать, что же действительно нужно людям, — достаточно просто их об этом спросить. Каналы коммуникации, средства сбора и хранения данных, системы их анализа и обработки — всё это уже имеется в наличии, доступно для бизнеса и непрерывно совершенствуется. Нет ничего технически сложного в том, чтобы быть на современным рынке уникальным, чтобы создавать выходящие из общего ряда продукты и привлекать тем самым лояльных, ориентированных на длительное сотрудничество клиентов.
Другой вопрос — каким именно образом придать уникальность своему бизнесу; как сделаться подлинным лидером в насквозь цифровизированном, персонифицированном рыночном окружении? Об этом первыми в числе выступавших на пленарной сессии саммита высказались Дмитрий Виноградов, генеральный директор Merlion, и Алексей Абрамов, председатель совета директоров компании. «Мы все хотим и можем изменять мир вокруг себя одним движением пальца — как в повседневной жизни, так и в бизнесе. Это становится возможным благодаря новым технологиям: ещё несколько лет назад мы не представляли, насколько быстро может изменяться наш бизнес», — подчеркнул Дмитрий Виноградов.
По данным IDC, уже к 2022 г. до 60% мирового ВВП будет оцифровано — а компании, которые не смогут измениться, попросту проиграют. И старинная поговорка о сапожнике без сапог в случае ИТ-бизнеса не сработает: всему каналу, всей системе дистрибуции высокотехнологичных товаров и услуг придётся меняться ещё быстрее, чем прочему рынку. Хотя бы потому, что именно эти товары и услуги сплошь и рядом оказываются драйверами дальнейшей цифровизации для всех прочих отраслей экономики.
При этом товары и услуги сегодня чаще всего ординарны и общедоступны; в омниканальной сети поставок любой клиент может затребовать их десятками, сотнями различных способов. Чтобы оставаться в бизнесе и быть в нём успешными, участникам ИТ-рынка необходимо создавать и предлагать нетривиальные решения, реализовывая свои уникальные компетенции на базе накопленных за долгие годы работы знаний. Знаний о персональных, таких же уникальных потребностях своих клиентов, как уже вовлечённых в сотрудничество, так и потенциальных.
Одной из самых горячих тем на сегодняшнем ИТ-рынке стал искусственный интеллект. «Вполне возможно, что через пару лет мы в качестве пилотного проекта представим искусственного председателя совета директоров Merlion», — пошутил (пошутил ли?) со сцены саммита Алексей Абрамов. Правда, напомнил он, всякий искусственный интеллект — всего лишь порождение естественного человеческого разума (прямо как в «Матрице»). И для эффективной организации работы в нынешней, существенно нелинейной, структуре дистрибуции никак не обойтись без старого доброго человеческого общения лицом к лицу.
Вот как раз ради новых возможностей такого общения Merlion организовала уже в третий раз подряд свой масштабный саммит — на который, напомним, съехалось более 1800 человек; где было представлено 47 докладов, развёрнуто 52 стенда вендоров и системных интеграторов, работали 11 демо-лабораторий. Главную идею саммита можно сформулировать так: уникальность запросов каждого клиента, каждого потребителя ИТ-товаров и услуг современные технологии наконец-то позволяют удовлетворить в наиболее полной мере, и способствует тому налаживание и развитие прочной экосистемы взаимодополняющих компетенций разработчиков высокотехнологичных решений, их дистрибьюторов, а также реселлеров и интеграторов.
Всё начинается с данных
Любые коммуникации и операции в цифровизированном мире так или иначе сводятся к данным. Как раз о важности данных для раскрытия полного потенциала бизнеса в современных условиях говорила в выступлении на пленарной сессии саммита Лина Стуков (Lina Stukov), директор по продажам энергонезависимой памяти и систем хранения Intel. Она отметила высочайшую скорость накопления информации в современном мире: более половины существующих сегодня в том или ином виде данных были созданы всего лишь за последние два года. Правда, увы, не более 2% всей находящейся в обороте информации подвергается анализу.
К счастью, человечество находится сейчас в самом начале цифровой эры своего развития, и с каждым годом инструментарий для обработки данных всё заметнее совершенствуется. Развитие этого инструментария поддерживают три мегатренда: облачные вычисления (это к настоящему времени наиболее зрелая в технологическом плане область); искусственный интеллект и машинная аналитика; совершенствование сетей передачи данных и периферийных вычислений.
За последние годы, отметила Лина Стуков, потребность в вычислительных мощностях росла невиданными прежде темпами (по оценке самой Intel, 50% год к году на протяжении как минимум пяти лет), стимулируя консолидацию компьютерных мощностей. Иными словами, перенос вычислений в облако, где возможность бесшовно наращивать выделяемую для решения данной задачи производительность — за счёт виртуализации и масштабирования — реализуется наиболее доступно, просто и дёшево.
Впрочем, подобная доступность, простота и дешевизна требуют немалых инвестиций в инфраструктуру: Intel вложила около 11 млрд долл. в ЦОДы, 12 млрд в мобильные технологии (включая 5G), 15 млрд в разработки в области компьютерной памяти. Ещё 30 млрд ушло на слияния и поглощения с целью присовокупить к обширному портфелю технологий, которыми уже владеет микропроцессорный гигант, новейшие и самые перспективные разработки.
В числе главных направлений развития, на которых intel сосредоточивает своё внимание сегодня, Лина Стуков назвала разработку программно-аппаратных платформ для оптимизации работы ЦОДов на всех уровнях, начиная с самого базового, «железного» и микропрограммного, клаудификацию и виртуализацию сетей передачи данных, а также переопределение самой концепции подсистемы хранения (storage tier) в серверах путём внедрения в них сверхъёмкой энергонезависимой памяти Optane DC.
Без стратегии — никуда
Презентация Тиля Стимберга (Till Stimberg), директора департамента инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в регионе DACH and Russia, носила крайне образное название, «Стог иголок», с подзаголовком «Почему каждой компании необходима стратегия в области данных и периферийных вычислений». Поиск ключевых для бизнеса данных сегодня уже нельзя сравнивать с поиском иголки (чего-то действительно полезного) в стоге сена (информационном шуме). Чем совершеннее становятся технологии анализа данных, тем очевиднее выходит, что никакого «сена» в информационном потоке практически нет: так или иначе пригодиться может всё.
К примеру, данные с камер видеонаблюдения в розничном магазине можно использовать для контроля поведения покупателей, бдительно следя, не пробрался ли в торговый зал воришка. Кадры с нормально ведущими себя у полок клиентами в этом случае вроде бы лишние, — то самое «сено». Но ведь можно перенаправить видеопоток на аналитическую систему с машинным обучением — и на основе одних только «кинетических отпечатков» (характерных для каждого движений: походки, манеры держать руки относительно корпуса, наклонов головы и т. п.) идентифицировать постоянных посетителей с ничуть не меньшей точностью, чем делают это специализированные платформы для распознавания лиц. «Сено» превращается в «иголки»; хватило бы теперь только вычислительных возможностей и пропускной способности каналов связи, чтобы извлечь из сложенного ими стога бесценную для бизнеса информацию!
Говоря об эволюции тенденций в области обработки данных, Тиль Стимберг обратил внимание на диалектическую цикличность этого процесса. В
Однако за новым временем в развитии технологий хранения и обработки данных неизбежно должно прийти новейшее. Если характерный объём современной базы структурированных данных (например, содержащей перечень всех транзакций всех товаров по всем отделениям сети розничных магазинов Walmart в 2017 г.) исчисляется десятками Пбайт, то уже информационный поток, генерируемый всеми в совокупности посетителями Facebook за месяц, — это более сотни Пбайт. Когда же цифровизация станет подлинно глобальной, охватив множество умных вещей — хотя бы одни только самоуправляемые авто, число которых в 2020 г. должно достичь по всему миру 10 млн, — эти самые авто примутся выдавать на-гора не менее сорока тысяч Пбайт данных ежедневно.
В 2018 г. из общего объёма корпоративных данных лишь 10% генерировалось и подвергалось обработке вне ЦОДов, в
Выход из тупика НРЕ видит в развитии периферийных вычислений, в как можно более широком применении искусственного интеллекта (машинного обучения) для анализа и обработки информации, в имплементации блокчейна как самоподдерживающегося инструмента для непрерывной верификации целостности существенно распределённых данных. Простор для игроков ИТ-канала в этой области поистине огромен, — хотя, чтобы достичь успеха, им безусловно придётся активно совершенствовать и развивать свои компетенции. В чём, впрочем, и передовые вендоры вроде НРЕ, и такие прогрессивные дистрибьюторы, как Merlion, будут своим партнёрам с готовностью помогать.
Живая ценность сотрудничества
Цифровизация настолько плотно успела уже проникнуть в ткань бизнес-процесов по всему миру, что не принимать её в расчёт, не основывать дальнейшее развитие именно на ней становится попросту опрометчиво. В презентации, завершившей пленарную сессию саммита Merlion, Барбора Павлович Декерова (Barbora Paulovic Deckerova), директор направления IBM Partner Ecosystem в странах Центральной и Восточной Европы, рассказала о чрезвычайной важности партнёрства внутри канала в современных реалиях искусственного интеллекта, гибридных облаков и повсеместного формирования индустриальных экосистем, меняющих не только форму, но и саму суть классической схемы дистрибуции как цепочки поставок.
Роль канала дистрибуции в современную эпоху, по словам госпожи Декеровой, — служить питательной средой для конвергенции и формирования многосвязных сообществ, ориентированных на построение инфраструктурных решений, консалтинговые услуги и и продажу оборудования (да-да, box moving по-прежнему остаётся востребованным даже в облачную эпоху, хотя значимость его, безусловно, уже не так высока, как прежде). Участники канала уходят от парадигмы «продал и забыл»; они налаживают — точнее, у них возникает объективная, экономически обусловленная потребность налаживать — теснейшие связи со своими клиентами, выступая для тех консультантами, экспертами, интеграторами. Выслушивая пожелания заказчика и подбирая для него в гибридной омниканальной среде дистрибуции тот набор средств, инструментов и стратегий организации бизнеса, который оптимальным образом позволит удовлетворить потребности клиента в каждом отдельно взятом случае.
Основное преимущество канальных партнёров остаётся неизменным: близость к конечному заказчику; максимально тесное знакомство с его потребностями и запросами. Но вместе с тем (и совершенно естественным образом) возникает необходимость досконально изучать то, что в итоге будет продано заказчику: «железо», ПО, услуги, решения, платформы. Прежде партнёры могли просто «двигать коробки», не особенно вникая в то, каким образом будет функционировать выстроенная на их основе инфраструктура: для того у заказчиков обычно имелись собственные ИТ-отделы.
Теперь, особо подчеркнула госпожа Декерова, этот номер не пройдёт: огромное множество вступающих (часто поневоле) сегодня на путь цифровизации клиентов вовсе не располагают какой бы то ни было ИТ-экспертизой. Задачи же, стоящие перед ними, требуется решать с применением новейших высокотехнологичных средств, причём решать эффективно и быстро, — иначе не выжить в острой конкурентной борьбе, да ещё и в условиях стагнирующей экономики. Клиент становится умным и осторожным: в начале пути он может совершенно не понимать, что ему необходимо, однако к моменту подписания контракта уже всерьёз настроен выяснить, за что именно отдаёт свои с немалым трудом заработанные деньги и какую конкретно выгоду получает взамен.
Один из не самых очевидных плюсов подобной эволюции заказчика для канальных партнёров заключается в стратегической перспективности подхода «дайте мне ровно то, за что я прямо сейчас готов заплатить». Да, клиенты сегодня не готовы бездумно приобретать многоцелевые платформы, чтобы использовать те затем лишь частично: они требуют высокотехнологичных решений для узких конкретных задач. Однако, раз за разом убеждаясь в готовности и способности партнёра такие задачи решать, клиент проникается к нему доверием. И потому в условиях многосвязного, существенно нелинейного канала рождается искреннее стремление вести в дальнейшем бизнес именно с тем партнёром, с которым что-то уже получилось: от добра добра не ищут. Последовательно цифровизируя один аспект своего бизнеса за другим, заказчик таким образом обеспечивает завоевавшему его доверие партнёру разумные объёмы выручки на протяжении долгого времени.
Дальше — больше
MERLION IT Solutions Summit 2019 стал крупнейшим мероприятием в истории компании. Его поддержали более шести десятков ведущих вендоров ИТ-рынка, в том числе IBM, Intel, HPE и Microsoft в статусе платиновых спонсоров, а APC by Schneider Electric, Dell Technologies, Hikvision, Lenovo и Vmware — премиум-партнёров. Техническим партнёром мероприятия стала компания HP Inc.
В ходе шести тематических сессий саммита докладчики постарались ответить на такие животрепещущие вопросы развития ИТ-рынка, как современные подходы к организации сетевой инфраструктуры, программное обеспечение настоящего и будущего, осмысление и применение новейших технологий (искусственный интеллект, Интернет вещей, блокчейн), ЦОДы, преимущества сервисной модели дистрибуции, а также изучили передовые решения партнёров как квинтэссенцию отраслевого и технологического опыта.
С детальными статистическими сводками и смелыми прогнозами на саммите выступили представители авторитетных аналитических агентств: DT-Global Business Consulting, GfK, IDC, iKS-Consulting (в ближайшие дни читатели CRN/RE получат возможность ознакомиться с ключевыми тезисами их презентаций). Творческий практикум от Microsoft «Битва за домен» привлёк самое пристальное внимание специалистов по информационной безопасности, предоставив им возможность «в условиях, приближенных к боевым» отработать тактику возвращения под свой контроль скомпрометированного домена Active Directory.
О цифровой трансформации бизнеса, о развитии ИТ-инфраструктуры в реалиях облачных и периферийных вычислений, о гиперконвергентности и иных инновациях много пишут и много говорят. Однако нацеленные на канал масштабные мероприятия, подобные MERLION IT Solutions Summit, в ходе которых партнёры получают возможность прямого неформального диалога с определяющими современный Ит-ландшафт вендорами, — огромная редкость.
Судя по растущему год от года числу участников и гостей саммита, будущее у него самое завидное. Пообщаться с коллегами по рынку, обменяться опытом, встретиться накоротке с разработчиками самых перспективных ИТ-платформ, — ради этого партнёры готовы будут возвращаться в школу управления Сколково, ставшую уже традиционным местом проведения саммита, снова и снова; как Нео в покорившуюся ему уже, казалось, в первой серии франшизы Матрицу. Канал трансформируется и развивается, — да здравствует канал!
CRN/RE — информационный партнер MERLION IT Solutions Summit 2019.
Источник: Максим Белоус, crn.ru