8 октября 2019 г.
По данным РБК, в 2018 году 20 млн россиян являлись активными покупателями китайского маркет-плейса AliExpress, и их число продолжает расти. При этом доля рынка AliExpress составляла 86,8%. Из приведенных данных очевидно, что китайский конкурент значительно опережает отечественные интернет-площадки, такие как «Авито» или «Яндекс.Маркет».
Вход AliExpress на российский рынок был долгим и сложным. Изначально площадка позиционировалась как некая витрина недорогих китайских товаров широкого потребления. Дешевая бижутерия, аксессуары для гаджетов, мелкие предметы быта — то, что интересовало российского потребителя, в первую очередь потому, что цены на AliExpress были в
Но постепенно позиции его как игрока усиливались. Потребитель начал использовать площадку для покупки бытовых приборов, мелкой электроники. Средний чек рос. Из условного магазина «все по 10 рублей» AliExpress начал вырастать в заметного игрока. В 2017 году площадка стала самой посещаемой в России, и с тех пор позиции ее укрепляются.
Как «Яндекс.Маркет» структурировал в свое время рынок онлайн-торговли в России, так и AliExpress создал ряд серьезных юридических прецедентов. В частности, законодатели и участники рынка столкнулись с неконтролируемостью финансовых потоков, проходящих через площадку. Стоит отметить, что российский рынок для Alibaba group является самым значимым из всех иностранных — огромный объем продукции уходит из Китая в Россию благодаря трафику платформы (около 147,7 млн ежемесячных посещений, по данным РБК за 2018 год). Обнаружилась масштабная «дыра» в законодательстве. Пользователь, осуществляя расчет по карте, получал товар от поставщика, финансовые потоки отправлялись напрямую за границу, операции при этом не облагались никакими налогами. Данный механизм учитывал интересы китайских поставщиков и российских потребителей, но не интересы государства.
Важнейшим и серьезным толчком для развития платформы послужила сделка с Почтой России. Эта договоренность значительно увеличила как скорость доставки, так и прозрачность процесса перевозки товара из Китая в Россию. Сделка позволила контролирующим органам получить доступ к информации об объемах продаж, это был шаг на пути к интеграции маркет-плейса в российский рынок.
Следующий этап развития AliExpress в России почти повторил то, что происходило с платформой когда-то в Китае — формирование внутреннего игрока со своими складами и собственными логистическими преимуществами, такими, например, как доставка день в день. На этом этапе AliExpress — уже внутренний российский игрок, существующий в рамках российского законодательства.
Тут можно отметить свои плюсы и минусы. На мой взгляд, решение развивать собственную платформу, основываясь на опыте в Китае, было смелым шагом, возможно, оптимальным было бы построить структуру на базе российской, уже существующей компании. Так или иначе, был нанят российский менеджмент. Это создало некоторые сложности управления: все согласования в компании происходят через Китай, что не всегда самым благоприятным способом сказывается на деятельности и тормозит развитие. С точки зрения существующей системы интернет-торговли, привычной российскому потребителю, тоже видны ощутимые недостатки. Представим ситуацию (вполне расхожую) — человек покупает, например, телевизор в TMall, товар ему доставляет курьер. Телевизор оказывается механически поврежден — сломан пополам. На каком этапе произошла поломка — неизвестно, но это не столь важно. Важно, что, когда потребитель пытается вернуть свои деньги, то сталкивается с достаточно сложной системой. Ему необходимо прийти на почту, отправить за свой счет данный товар в Подмосковье на центральный склад TMall с пояснениями, фотографиями и прочими доказательствами, трекинговый номер и ждать решения. В случае если будет доказано, что потребитель в поломке не виноват, деньги за покупку вернут. А вот логистические расходы возвращаются только в виде купона на покупку на том же самом AliExpress, что не всегда удобно потребителю.
Резюмируя, хочется в первую очередь отметить — такой крупный игрок как AliExpress достаточно долго существовал в России вне правовых рамок. И пришлось «с нуля» создавать механизмы регулирования его деятельности.
Сам вход платформы на российский рынок укладывается в классическую для Китая модель — формирование собственного представительства без попыток наладить партнерство с уже существующими игроками. В противовес можно привести пример многих западных компаний, которые входили на российский рынок с более высокой степенью интеграции, наладив отношения с существующими игроками и наняв консультантов.
При этом AliExpress сыграл огромную роль в популяризации китайских товаров в России, открыв, по сути, совершенно новую для российского рынка нишу.
Источник: Андрей Зализняк, генеральный директор «Топоф», российского маркет-плейса на рынке шин