5 ноября 2019 г.
К концу 2030 г. в России дефицит квалифицированных кадров составит около трёх миллионов человек. Что может привести к потерям в российской экономике, которые будут измеряться сотнями миллиардов долларов недополученной прибыли. Это очень серьёзная проблема и серьёзный вызов для нас. На данные прогнозы Владимир Путин, ссылаясь на мнения зарубежных авторитетных источников, обратил внимание во время недавней видеоконференции с участниками VI Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2019, состоявшегося в Екатеринбурге (28 октября — 1 ноября), и представителями предприятий, организаций и учебных заведений, активно участвующих в подготовке профессиональных кадров для российской экономики.
При этом президент РФ отметил, что «в России в рамках WorldSkills активно развивается направление для школьников, а также система профориентации и дополнительного технического образования, чтобы ребята могли попробовать будущую специальность, что называется, своими собственными руками, своей головой почувствовать, вживую».
Акцент на школьников сделан не случайно. Ведь именно сегодняшние школьники и будут в
Напомним: существует национальный проект «Образование» (cроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024; общий бюджет проекта: 784,5 млрд. руб.), включающий 10 федеральных проектов (ФП). Один з них — «Молодые профессионалы» (Общий бюджет проекта: 156,2 млрд руб.). В рамках этого ФП, среди прочего, предполагается создание сети центров цифрового образования детей «IT-куб». В настоящее время эта сеть насчитывает 20 центров, которые, в общей сложности, охватывают около 8 тыс. детей. Однако предполагается, что к 2024 г. эти цифры вырастут более чем в 16 раз.
Кроме того, существует национальный проект «Цифровая экономика» (сроки реализации: 01.10.2018 — 31.12.2024, общий бюджет 1634,9 млрд. руб.), включающий шесть федеральных проектов. Один из них — «Кадры для цифровой экономики» (общий бюджет проекта: 143,1 млрд руб.). Этоn ФП, среди прочего, предполагает, что 14555 образовательных организаций, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технологии», получат грантовую поддержку на распространение своего опыта.
А ещё грантовую поддержку получат 33 тыс. обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, проявивших выдающиеся способности в области математики, информатики и технологий. И это не все «пряники» для школьных кузниц ИТ-кадров: в рамках ФП «Кадры для цифровой экономики» 206 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, получат грантовую поддержку для организации углубленного изучения математики и информатики.
Вообще говоря, идея о том, что у людей интерес к ИТ-специальностям надо формировать, начиная со школьного возраста, не нова. Она, в частности, давно и активно обсуждается на общих и специализированных заседаниях АПКИТ. А на конференциях, связанных с трендами IV промышленной революции (Индустрия 4.0) всегда заходит речь об исключительной важности кадровой составляющей для развития цифровой экономики.
Предполагается, что в мае 2020 г. АПКИТ проведет очередную ежегодную конференцию «Преподавание информационных технологий в России». При этом будет выделено четыре трека: «Новые технологии», «Новая методология образования», «Формы взаимодействия с индустрией», «Образование в течение всей жизни». ИТ-компаниям предлагается принять участие в формировании и проведении этих треков. Такого рода конференции АПКИТ проводит с 2003 г. Репортаж с конференции «Преподавание информационных технологий в России — 2019» можно найти здесь.
Есть и другие инициативы федерального масштаба, направленные на возбуждение интереса школьников к информационным технологиям и различным аспектам «науки о данных» (Data Science). Одна из самых свежих — всероссийский образовательный проект «Урок цифры», реализуемый при поддержке ведущих ИТ-компаний.
Обратите внимание: в рамках упомянутого выше федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» обещаны «пряники» как для образовательных организаций, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технологии», так и для школьников, «проявивших выдающиеся способности в области математики, информатики и технологий». Можно, конечно, долго спорить о том, какие способности в этих областях являются средними, а какие выдающимися. Но это не суть важно.
Источник: crn.ru