28 ноября 2019 г.
Обновление беспроводной сети в многопрофильной клинике «Медицина» — знаковый проект, который является прекрасным инфоповодом для рассмотрения общей ситуации с ИТ и их драйверами в современных медицинских заведениях. Как отметил Александр Щербина, генеральный директор Hewlett Packard Enterprise в России, здравоохранение является огромным рынком для ИТ, который игроки зачастую недооценивают, в то время как, например, это направление входит в тройку ключевых отраслей для IoT.
Зачем медикам решения корпоративного класса?
Современные медицинские учреждения — критически важные организации, повседневная работа которых зависит от цифровых технологий и сервисов. Это прекрасно видно на примере клиники «Медицина», которая является одной из старейших и крупнейших частных медицинских учреждений страны и в нашем случае показательна.
Прежде всего, показателен размер. В настоящее время в клинике работают почти 400 врачей, отметил академик РАН Григорий Ефимович Ройтберг, возглавляющий клинику «Медицина». Структура у нее достаточно сложная: «Медицина» включает в себя поликлинику, стационар, скорую медицинскую помощь и онкологический центр. Клиника занимает 2 корпуса общей площадью 35 тыс. кв. м, а третий корпус будет сдан в эксплуатацию через 2 года. В настоящее время клиника обслуживает до 3 тыс. пациентов в день, с вводом третьего корпуса это количество увеличится, как и штат медперсонала. Уже сейчас в клинике работают 2 собственных дата-центра, предусмотрительно размещенные в разных корпусах учреждения.
В российских условиях «Медицина» является крупным корпоративным заказчиком — сложным как из-за размера, так и по причине целого ряда других факторов.
В чем сложность ИТ для медицинских задач?
От инфраструктуры медицинских учреждений требуется повышенная надежность, причем как в программно-аппаратном плане, так и в плане ИБ. Атакуют сети клиник крайне активно, как и другие корпорации.
«Атаки на нас идут постоянно», — говорит Максим Петухов, ИТ-директор клиники «Медицина». Очевидно, что успешная атака может привести к прямым убыткам — каждая минута простоя бизнеса имеет свою цену, а современная клиника не может работать без «цифры», ведь даже истории болезни по понятной причине существуют в электронной форме! Также возможны репутационные потери — например, в клинике хранятся персональные данные пациентов (о некоторых нюансах работы с такой информацией CRN/RE писал), но и это не самое опасное. Внезапная остановка «умных палат», «умных операционных», call-центра службы скорой помощи и прочих smart-систем современной клиники представляют очевидную опасность для жизни и здоровья множества людей.
Теоретически выход — в создании закрытой внутренней сети, изолированной от Интернета, но на практике создать для медицинских задач закрытый контур не представляется возможным. Большое количество оборудования для штатной работы требует связи с Интернетом, причем, как подчеркнул г-н Петухов, на сложном медицинском оборудовании это особо заметно: например, современные томографы регулярно обновляют собственное программное обеспечение, отсылают технические данные для анализа и обработки в центры техподдержки и т.д., то есть ведут себя как и большинство других индустриальных установок. Поэтому обновленная сеть клиники «Медицина» единая — в ней работают и медицинские устройства, и гаджеты пациентов. Но для этого ей потребовалась высокая надежность.
Технические детали
Особенностью, которую нужно учитывать при создании беспроводной сети для медицинского заведения, является сложная конфигурация внутренних помещений и ряд дополнительных требований, определяемых спецификой предоставляемых услуг. В данном случае это было обилие экранирующих стен, наличие которых определяют, в частности, требования к помещениям онкоцентра, входящего в состав клиники «Медицина».
Сеть клиники обновляла компания «ЛайтНэт». Обновленная сеть построена на оборудовании Aruba: точки доступа AP303 и AP-345, коммутаторы ядра сети 3810, коммутаторы доступа 2930М и контроллеры 7210. Для управления сетью применен AirWave Network Management —полнофункциональное масштабируемое решение, которое предоставляет инструменты для мониторинга сети, текущего контроля и устранения инцидентов, если таковые произойдут, в режиме реального времени. Для контроля доступа использован Aruba ClearPass Policy Manager. Напомним, что одну и ту же сеть использует как персонал больницы и элементы «интернета вещей», так и пациенты, поэтому данная составляющая ИБ должна отвечать ряду требований, например, поддерживать различные корпоративные политики безопасности, защищать персональные данные, и гарантировать соответствие гостевого сервиса нормативным требованиям законодательства и т.д.
«Коммутационное оборудование имеет пожизненную гарантию с постоянным доступом к обновлению софта», — отметила Екатерина Кравченко, руководитель департамента сетевых продуктов Aruba, подразделения Hewlett Packard Enterprise в России.
Что дальше?
Потребности клиник в ИТ растут, причем требуется мощная инфраструктура — как коммуникационная, так и вычислительная — способная обеспечить решение ряда практических задач, направленных на оптимизацию (в хорошем смысле!) процессов и на повышение качества лечения. «Медицина» в этом плане одна из самых продвинутых структур в РФ, поэтому то, что для них «сегодня», для многих российских компаний — далекое «завтра», а может и «послезавтра».
Простой пример — «умные прикроватные коврики», подающие сигнал медицинскому персоналу, когда пациент с высоким риском падения встал с кровати. Очевидно, что такой элемент может предотвратить серьезные последствия падения для здоровья, а также упрощает работу сестринского персонала и оптимизирует затраты клиники в целом.
Другой пример — применение «умных термогигрометров», которые мониторят температуру и влажность как в помещениях клиники, так и, что важнее, в отсеках для хранения лекарств, многие из которых требуют определенной температуры. Устройства простые, но позволяют быть уверенными в соблюдении режима хранения лекарств, отмечает г-н Петухов, причем при автоматическом измерении температуры раз в несколько минут контроль режима получается более жестким, чем при положенном ручном режиме измерении дважды в сутки.
Интересные результаты дают сервисы на стыке технологий. Например, решение, использующее элементы IoT и «компьютерного зрения» способно контролировать, насколько регулярная дезинфекция рук персоналом соответствует требованиям.
Применение компьютерного зрения может радикально экономить время при диагностике, например, распознавая снимки рентгеновской и МРТ-диагностики и выдавая заключение на основе анализа. Врач тратит на описание данных диагностики по 15 до 60 минут, ИИ — менее 1 минуты, однако окончательное «визирование» полученных выводов выполняет все же человек, в
Важно, что г-н Ройтберг особо подчеркивает, что в современной медицине существует значительное количество задач, которые можно автоматизировать традиционными алгоритмическими способами, так как это оказывается проще, а в ряде случаев еще и надежнее. От автоматического создания машиной планов лечения г-н Ройтберг настоятельно рекомендует отказаться, подчеркивая, что компьютерные системы являются прекрасным помощником для врача, но не могут заменить последнего. Лавинообразное нарастание потоков медицинских данных увеличивает количество задач, для которых ИИ уже остро необходим, но это тема хотя и ближайшего, но все же будущего.
Как видно на примере клиники «Медицина», цифровизация медицины будет продолжаться. Легко видеть, что драйверы здесь ровно те же, как и в других индустриях — IoT, BigData, ИИ, ИБ — но специфика во многом уникальная, например, роль человека-доктора тут будет высока. О задачах медицины, которые могут быть интересны для рынка в целом, CRN/RE будет рассказывать.
Источник: Александр Маляревский