25 декабря 2019 г.
DT-Global Business Consulting — одна из наиболее авторитетных компаний, к которым североамериканские и западноевропейские инвесторы обращаются за консультациями, намереваясь инвестировать в развивающиеся экономики. В рамках осеннего MERLION IT Solutions Summit президент DT-Global Даниэль Торнили (Danny Thorniley) поделился с гостями форума своим видением российского рынка (в том числе и его ИТ-сегмента), а также особенностями бизнес-стратегий, реализуемых на нём западными инвесторами.
Неразменный рубль
«Первое, что я говорю западным компаниям, которые собираются делать бизнес в России, — это неплохая идея. Хорошая идея. Отличная идея. Почему?» — ответу на этот вопрос и была посвящена стремительная и яркая презентация мистера Торнили. Причин он перечислил несколько, и первая среди них — высокая прибыльность операций на российском рынке. С двумя оговорками: а) «высокая» по сравнению с привычными для устойчивых экономик единицами процентов в год и б) выраженная в рублях.
«Продажи в рублях идут отлично, — поделился своими наблюдениями мистер Торнили. — Говорю сейчас обо всех направлениях в целом, не только от ИТ.
Тем игрокам российского ИТ-рынка, которым до сих пор памятны среднегодовые темпы роста в
Человеческие ресурсы России, по словам эксперта, — одно из важнейших её коммерческих преимуществ: «Люди здесь талантливы. Это хорошо. Благодаря советской системе образования двадцать лет назад человеческие ресурсы России были поистине великолепны; по качеству человеческого капитала Россия твёрдо входила в первую пятёрку, а то и тройку мировых рынков. Сейчас наблюдается некоторая эрозия, образование уже не то, но всё равно: если не в пятёрку, то в десятку Россия до сих пор входит точно».
Президент DT-Global обратил внимание на ещё один важный момент, который локальные игроки нашего рынка, воспринимающие его изнутри, часто упускают из вида: «Допустим, вы — средних размеров западная компания и делаете бизнес в России. Вы находите партнёра, заключаете контракт, выставляете счёт и... знаете что? Его оплачивают. Правда! В основном, более чем в 95% случаев, в России вам заплатят. Тогда как на Ближнем Востоке, к примеру вам в основном не заплатят. Вы будете ждать шесть месяцев, или год, или полтора, или два, и возможно только тогда — вам всё же переведут деньги». В этом плане, оказывается, у России в мире отменная репутация: процент оплаченных после заключения контракта сделок у нас стабильно и существенно выше, чем на других развивающихся рынках.
Санкций бояться — на рынок не ходить
Россия по-прежнему остаётся, таким образом, вполне привлекательным рынком для западных инвестиций. Рентабельность для клиентов DT-Global в нашей стране несколько лет назад характеризовалась в среднем как отличная; да и теперь, после особенно трудных
Не обошёл инвестиционный эксперт вниманием и санкции заодно с контрсанкциями. Да, они действуют, и вести с нами бизнес не так просто, как было прежде. Но всё равно — очень даже возможно: «Санкции в прошлом, 2018 г. были проблемой с апреля по сентябрь. В
Санкции, безусловно, оказывают влияние на деловой климат: компаний с Запада, которые инвестируют в Россию, сегодня меньше, чем несколько лет назад. Но рынок всё же работает, причём западный бизнес не просто заходит на него в стремлении урвать кусочек и сбежать; нет. В основном внешние игроки вкладывают деньги, получают здесь прибыль, а затем реинвестируют её снова в российскую экономику.
«Многие мои клиенты уже не строят новые заводы и фабрики в Москве и Московской области, — признал мистер Торнили. — Но они строят логистические центры и склады, инвестируют в цепочки поставок. Приведу пример Leroy Merlin, эти данные были объявлены публично: компания продаёт в России примерно на 300 млрд руб., — около 4 млрд евро, — и растёт на 20% в год, и открывает по 20 новых магазинов в год. Это не норма для России сегодня, но и сегодня такое здесь вполне возможно. Для Leroy Merlin Россия сделалась крупнейшим рынком в мире, больше её родного французского и даже китайского».
В итоге санкции не так уж и плохи, считает эксперт: «90% моих клиентов, производственные компании, не были задеты санкциями напрямую. Вот, например, один из таких клиентов, индустриальный ИТ-конгломерат, ведущий в России бизнес с оборотом 3 млрд долл. В прошлом году они выросли на 15%, в этом ожидают роста на 10%. Их фабрики в России — одни из лучших в мире. По совокупности топ-10 показателей KPI они входят в число трёх, а то и двух лучших в мире. Это показывает, чего здесь в принципе можно достичь».
Что же; выходит, мы тут в раю живём, просто сами того не ведаем? Не совсем так: против российского рынка играет, в частности, такой общемировой тренд как деглобализация. Она заставляет инвесторов распылять средства, модифицируя свои продукты для разных рынков с различными — чаще всего политически обусловленными — требованиями. К примеру, тот ИТ-конгломерат, о котором упоминал мистер Торнили, разрабатывал глобальную ИТ-платформу, трудился над ней много лет, достиг немалых успехов в конкурентной борьбе со множеством достойных соперников на этом направлении. И вот буквально за последние несколько лет всё начало рассыпаться: платформа теперь разрабатывается сразу в нескольких параллельных версиях: для обеих Америк, для Евросоюза, для региона ЕМЕА, для Китая, для всей прочей Азии. И даже с учётом того, что в России бизнес у этой корпорации идёт прекрасно, он в итоге составляет не более 12% её общемирового оборота. И потому успехи на локальном российском рынке не в состоянии, увы, переломить общей нисходящей тенденции, вызванной в немалой степени как раз деглобализацикй.
Премудрые пескари против
Сосредоточив внимание на рынке высоких технологий, мистер Торнили отметил, что в 2019 г. эта отрасль слегка воспрянула, на
Один из бесспорных двигателей прогресса в области высоких технологий — цифровая трансформация всех отраслей жизни и хозяйственной деятельности. «У меня есть ценный инсайт от управляющего директора по России одной из компаний, входящих в мировую первую десятку ИТ-бизнесов, — поделился эксперт. — Он говорит: „Да, перемены, мы все говорим о переменах. Но многие наши российские клиенты не хотят перемен. Им не нравятся перемены. Им нравится стабильность. Традиции. Да, сверху вниз по вертикали власти спускаются целеполагания: нам нужна цифровизация, нужна трансформация. Это доходит до CIO крупнейших российских корпораций, и те говорят своим CTO (chief transformation officers): нам нужны большие перемены, нужна трансформация. Те кивают, соглашаются — и спускают команды ниже. Но на среднем уровне менеджмент ведёт себя как apparatchiki при КПСС: кадры не хотят перемен, поскольку это сложно, это требует дополнительных усилий. И они на словах поддерживают спущенные сверху указания, но на деле заматывают их, тормозят“».
По словам мистера Торнили, на самом высшем уровне российское руководство, министерства действительно искренне нацелены на цифровую трансформацию, и то, что зависит от них напрямую, подвергается цифровизации со страшной силой. Городское правительство Москвы в этом плане, к примеру, особенно активно. Однако если говорить о бизнесах, а не о госструктурах, то для коммерческого предприятия ключ к цифровизации — это то, как выстроить и развить цифровую сторону своей основной деятельности, сохраняя при этом традиционную.
Это важно, подчёркивает президент DT-Global, и для ритейла, и для промышленности, и для логистики, — для любых отраслей. Он привёл в пример косметические компании, которые в этом году выросли в России на 9%. Но при этом традиционный их бизнес увеличился только на 4%, тогда как цифровой — на целых 50%. Те, кому удаётся наращивать обороты цифровой коммерции, добиваясь сингергетического эффекта от сочетания её с классическим способом ведения дел, остаются в выигрыше. Но если цифровая сторона бизнеса попросту каннибализирует традиционную — например, онлайновый магазин открывают вместо классической торговой точки, а не в дополнение к ней, — эффект выходит куда более слабый.
Цифровизация, к тому же, порождает ряд присущих только ей проблем, и прежде всего — эрозию цен в ритейле. Когда конкуренты видят онлайновые прейскуранты друг друга спустя 2 секунды после их обновления, крайне сложно удержаться от нисходящего ралли скидок и каскадирующих спецакций, ведущего в бездну убыточности. Как этого избегать? В В2В ценовой эрозии традиционно противодействуют дистрибьюторы со своей защитой сделок. Можно ли этот опыт перенести на более широкий спектр сделок, и, в частности, на В2С? Персонализировать, например, скидки и акции, доставляя сообщения о них напрямую на смартфоны избранных покупателей, сохраняя тем самым и привлекательность ценового предложения, и формально прежние позиции в общедоступном прайс-листе?
Здесь Даниэль Торнили видит серьёзный вызов, и это лишь один из тех, которые цифровизация бросает бизнесу. Отвечать на эти вызовы придётся бизнесменам и экспертам вместе, и ответы, безусловно, будут найдены. Возможно, на российском ИТ-рынке даже быстрее, чем где-либо ещё. Ведь, невзирая на все привходящие обстоятельства, он на самом деле очень и очень неплохо развивается в последнее время.
Источник: Максим Белоус, crn.ru