17 января 2020 г.

Как сообщает IDC, за 2019 г. мировой рынок бывших в употреблении смартфонов увеличился до 206,7 млн единиц, что на 17,6% превосходит уровень 2018-го. На ближайшие несколько лет аналитики ожидают ежегодный прирост предложений б/у смартфонов на уровне 13,6% в количественном исчислении, так что в 2023 г. ёмкость этого рынка должна достичь 332,9 млн единиц.

Много это или мало? В сентябре та же IDC оценивала глобальные поставки смартфонов по итогам 2019 г. в 1,37 млрд единиц. Иными словами, вторичный смартфонный рынок в минувшем году составлял лишь примерно 15% в количественном исчислении от первичного. Доля немалая, но вроде бы и не слишком существенная. Однако значение имеют не столько сами по себе объёмы этих рынков, сколько их динамика.

Первичный рынок мобильных терминалов по предварительным итогам 2019 г. сократился на 2,2% относительно уровня 2018-го (по-прежнему данные IDC). На период до 2023 г. аналитики предполагают, что он всё-таки вернётся к росту, но чрезвычайно неторопливому, — с CAGR около 1,1%. Тогда как всё это время, напомним, объём предложений б/у смартфонов продолжит расти со среднегодовым темпом 13,6%. В результате в 2023 г. вторичный рынок смартфонов будет составлять уже более 22% от первичного в количественном исчислении, — почти что целую четверть.

Главных причин роста потребительского интереса к подержанным смартфонам аналитики выделяют две. Первая — всепроникающее стремление к экономии, вызванное общим снижением покупательной способности населения даже в самых развитых странах мира. Вторая — ещё более объективная: в среднесрочной перспективе не намечается каких-то прорывных технологических новшеств, которые всерьёз побудили бы людей массово переходить на новые аппараты, одновременно обессмысливая приобретение устаревших «трубок» на вторичном рынке.

Да, безусловно, 5G — весьма привлекательный стандарт сотовой связи, и там, где сети пятого поколения будут в ближайшие годы развёртываться, продажи 5G-аппаратов непременно пойдут вверх. Однако внедрение нового стандарта будет обходиться операторам довольно дорого: охватывать сети пятого поколения на первых порах станут лишь центры крупнейших городов. Соответственно, почти новые 4G-аппараты, недавно приобретённые обитателями мегаполисов, по весьма сходной цене сражу же начнут поступать на вторичный рынок, дополнительно наращивая тем самым его ёмкость. Подчеркнём, что в уже процитированном прогнозе IDC, обозначившем весьма слабый среднегодовой рост первичного смартфонного рынка на период до 2023 г., «фактор 5G» как раз учтён — и, с очевидностью, существенного прироста продаж мобильных терминалов аналитики от него не ждут.

В полном соответствии с мировыми тенденциями развивается и российский рынок б/у смартфонов. В 2019 г. по данным «Авито», которые приводит «Российская газета», россияне приобрели на 12% больше подержанных смартфонов, чем в 2018-м. При этом мощный поток б/у аппаратов в канал обеспечивает популярнейшая схема trade-in. В качестве частичной уплаты за покупку новинок россияне, как утверждают эксперты Inventive Retail Group, в 2019 г. уже передали ритейлу более 1,3 млн бывших в употреблении смартфонов, а в ближайшие три года этот объём будет нарастать с CAGR на уровне 25-30%.

В среднем по мировому рынку срок эксплуатации нового смартфона первым владельцем составляет два-три года, после чего либо аппарату требуется замена истощённого аккумулятора, либо он вовсе отказывается работать (точнее, затраты на ремонт становятся сопоставимы с приобретением новой модели со схожими характеристиками). В ходе такого «естественного отбора» вторичный рынок по весьма привлекательной цене пополняют, в основном, флагманские и вице-флагманские смартфоны прошлых лет, способные за время своей фактической эксплуатации три-пять раз перейти из рук в руки, сохраняя потребительскую привлекательность и неплохие рабочие характеристики.

Ритейлерам, имеющим дело с первичной реализацией смартфонов, необходимо принимать этот крепнущий тренд в расчёт — и как минимум своевременно организовывать приём б/у аппаратов у покупателей по trade-in. Доля клиентов, ориентированная исключительно на приобретение свежевыпущенных моделей, с течением времени будет неумолимо сокращаться. В особенности по мере того, как производители смартфонов в жёсткой конкурентной борьбе станут предлагать потребителю всё более насыщенные функциональностью модели не только в верхнем, но и в среднем диапазоне цен. Такие аппараты, попадая на вторичный рынок, в среднесрочной перспективе имеют все шансы частично каннибализировать продажи последующих поколений недорогих новых смартфонов, в том числе и под теми же самыми брендами.

Источник: Максим Белоус, crn.ru