17 февраля 2020 г.
Сделать первый шаг сложнее всего, и множество компаний замерли на пороге уже назревшей цифровой трансформации по самой банальной из причин: руководству крайне трудно решиться на этот самый первый шаг. Когда привычные бизнес-процессы по-прежнему работают, не так-то просто запускать их коренную перестройку, да ещё и в отсутствие гарантированного результата. Без помощи и совета искушённых интеграторов, уже накопивших опыт цифровой трансформации самых разных клиентов, бизнесу в этом деле не обойтись. Но это означает дополнительные расходы — а кто сегодня, особенно в России, готов на них безоглядно пойти?
И всё же изыскать средства на цифровую трансформацию руководителям коммерческих предприятий всех уровней рано или поздно придётся, — если они собираются оставаться в деле, конечно. С течением времени бизнес-структуры, даже достаточно крупные, становятся всё более подвержены разрушительным воздействиям объективных изменений на рынке, к которым у них недостаёт ресурсов, желания или мудрости подготовиться.
Эксперты McKinsey напоминают, что если в 1958 г. средний возраст компаний — участниц рейтинга Standard & Poor’s 500 составлял 61 год, то к
2016-му этот показатель снизился до 18 лет. Главной причиной схода со сцены корпораций с длительной историей аналитики называют как раз неготовность их к переменам; громоздкость и неэффективность организационной структуры, ведущие к чрезмерно большим задержкам при внедрении новых подходов и технологий. Экономисты даже проводят аналогию со вторым началом термодинамики: чем крупнее предприятие, тем больше энергии (ресурсов) оно затрачивает на поддержание собственного нормального функционирования, а не на то производство товаров либо оказание услуг, ради которого изначально создавалось.
Одна из важнейших целей цифровой трансформации как раз и заключается в том, чтобы оптимизировать распределение ресурсов на поддержание внутренней структуры компании; автоматизировать рутинные процессы и по максимуму высвободить все виды капитала, включая человеческий, для решения основной бизнес-задачи предприятия. До совсем недавнего времени средним и малым коммерческим организациям практически не было нужды проводить подобную оптимизацию: конкурентные условия в доцифровую эпоху оставались, по нынешним меркам, относительно щадящими.
К примеру, розничному магазину узкой специализации (электроника, компьютеры) приходилось соперничать лишь с территориально близко расположенными торговыми точками схожей направленности. При актуальной сегодня омниканальности и развитой онлайновой рознице конкурентная среда оказывается значительно более агрессивной, и даже предприятиям СМБ приходится экономить на непрофильных расходах каждую копейку. Особенно с учётом чрезвычайно слабого, исчисляемого в лучшем случае единицами процентов, экономического роста, который делает фактически невозможным экстенсивное расширение бизнеса за счёт естественного увеличения расходов неуклонно богатеющих коммерческих заказчиков и частных потребителей.
Именно поэтому всё больше предприятий волей-неволей принимаются за цифровую трансформацию своего бизнеса — и, увы, совершают на этом пути немало ошибок. На наиболее часто встречающиеся и тяжёлые по последствиям промахи указывает Александр Ринке (Alexander Rinke), сооснователь и соуправляющий компании Celonis, которая специализируется на процессной аналитике (process mining) и в число клиентов которой входят, среди прочих, Siemens, L’Oréal, Uber, Citi, Airbus и Vodafone. Он выделяет следующие четыре принципиальных ошибки в ходе цифровой трансформации бизнеса:
- Нет общего понимания, с чего следует начинать. Celonis провела среди более чем 1 тыс. высших руководителей компаний и 1 тыс. бизнес-аналитиков опрос на тему стратегий цифровой трансформации. Выяснилось, что 45% руководителей не имеют представления о том, с какой стороны следует подходить к цифровой трансформации в их компаниях. Речь не идёт о невозможности разработать стратегию или об отсутствии достаточных компетенций, подчеркнём: всё упирается в принципиальное непонимание того, с какого вообще конца за эту самую трансформацию браться. Интеграторам и консалтинговым компаниям на заметку: в России доля подобных руководителей среди СМБ наверняка заметно выше 45%, что открывает широчайший простор для поиска и обретения новых клиентов.
- Не ставятся чёткие цели, нет измеримых критериев успеха. Уже упомянутое исследование выявило, что американские компании довольно щедро инвестируют в цифровую трансформацию: за предшествующие опросу 12 месяцев 34% организаций потратили на неё более чем по полумиллиону долларов. Вместе с тем, 44% руководителей признались: предпринятые в их компаниях усилия по цифровой трансформации обернулись в итоге пустопорожней тратой времени и, разумеется, средств. А всё потому, что очень непросто добиваться успеха, если исходно было не очень понятно, к чему, собственно, следует стремиться. Не поставив детально продуманных целей, не разработав наглядных критериев продвижения к ним невозможно получить сколько-нибудь позитивный результат. Почему-то это простое правило бизнес-лидеры отлично соблюдают, когда заняты основным направлением своей деятельности: отчёты по KPI от своих подчинённых они требуют регулярно. Но стоит взяться за цифровую трансформацию, как чёткое видение целей и этапов их достижения вмиг размывается. Поставщикам услуг и консультантам по цифровизации деловых процессов следует обращать особое внимание на последовательную детализацию целеполагания в этом вопросе.
- Нет осознания имеющихся проблем, которые должна будет решить цифровая трансформация. Бизнес идёт, как идёт, — и многих это до сих пор в целом устраивает. «Не сломано — не чини»: этому негласному закону администрирования ИТ-систем с готовностью следуют почему-то и руководители коммерческих предприятий. Опрос Celonis выявил пугающий тренд: 82% исполнительных директоров различной направленности (CEO, CFO, CIO и т. п.) не изучают устоявшиеся внутренние процессы в своих организациях. При этом 65% опрошенных заявили, что были бы гораздо более уверены в правильности выбираемого ими стратегического курса, если бы точнее понимали, как именно работают их компании. Цифровая же трансформация, напомним, в первую очередь нацеливается на оптимизацию именно внутренних процессов предприятия; на повышение их эффективности и на предоставление руководству высокодетализированной аналитики бизнес-процессов на всех уровнях, от внутриофисного документооборота до движения товаров на складе.
- Тактика ставится впереди стратегии. Даже если руководству компании удаётся более или менее успешно пройти между рифами трёх перечисленных ранее заблуждений, множество лодок цифровой трансформации разбивается в щепы об эту последнюю скалу. Тактическим решениям — половинчатым, слабо интегрированным в общую структуру бизнеса компании, зато хорошо обозримым и относительно недорогим в реализации — отдаётся заведомое предпочтение. Недавнее исследование Couchbase свидетельствует, что поспешное внедрение непроработанных, фрагментарных проектов цифровой трансформации обходится американским компаниям в среднем в 28 млн долл. за год. При этом лишь 33% опрошенных Celonis руководителей планируют инвестировать в такие цифровые преобразования, которые обеспечат им лучшее понимание происходящих внутри организации процессов, а 73% считают, что первоочередной зоной приложения цифровой трансформации должны стать автоматизация рабочих процессов, машинное обучение и искусственный интеллект. Последние два слова вообще становятся каким-то магическим термином: как показывает исследование Databricks, 90% внедряющих цифровые технологии компаний делают ставку именно на ИИ как на единственное средство решения всех бизнес-проблем. Главное, успеть это сделать раньше конкурентов; отсюда — спешка и оставление без внимания стратегических вопросов.
На деле, резюмирует Александр Ринке, чрезвычайно редко компании удаётся изнутри сформулировать беспристрастную, взвешенную стратегию цифровой трансформации. Даже при наличии компетентного ИТ-отдела, который в силах сам наладить необходимые процессы, чаще всего требуется помощь внешнего консультанта: для выявления болевых точек ныне действующих бизнес-процессов, для разработки комплексной стратегии их цифрового преобразования, для организации внешнего, хорошо верифицируемого аудита на каждом этапе уже запущенной трансформации. Лишь квалифицированная внешняя поддержка позволит бизнесу наиболее эффективно инвестировать в цифровую трансформацию, необходимость которой с каждым годом и во всех индустриях объективно нарастает.
Источник: Максим Белоус, crn.ru