6 марта 2020 г.
«Разумное потребление» в корпоративном ИТ станет выраженным трендом в современных условиях. Разумеется, в реальных условиях это будет выглядеть чуть иначе, чем представляют себе эко-активисты, но базовые принципы «разумного потребления» будут присутствовать весьма выразительно. Современные условия весьма суровы, как мы уже отмечали.
Экономика & вирус — продолжение следует, осознание придет
Проблемы сферы туризма, природу которых мы рассматривали в предыдущем материале, приведут к потерям порядка 22 млрд. долл., по оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму. При этом Глория Гевара, глава совета, признает, что пока сложно предположить, как долго и как сильно будет влияние эпидемии на этот сегмент индустрии. Проседает деловой туризм (вспомните про несостоявшийся MWC, а теперь объявлено об отмене Google I/O 2020, запланированную на середину мая, в этом году не будет Петербургского международного экономического форума и т.д.) и туризм событийный (показы мод и футбольные матчи проводят без зрителей, массово отменяют фестивали и т.д.). Судя по всему, эти суммы являются минимальным объемом общего ущерба, а в реальности убытки могут быть больше, в том числе, и в разы. Ассоциация туроператоров России называет цифру убытков в 100 млрд долл., о чем рассказала Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. Проблемы появляются у авиаперевозчиков, это приведет к падению сбыта на авиационное топливо и и.д. мультипликативный эффект только начинается. Индустрии несут убытки, им будет не на что развивать свою инфраструктуру, в том числе и ИТ.
Эко-тренд как необходимость
Экологические вопросы, зашумленные «гретами» и прочими «активистами», действительно существуют и имеют огромное практическое значение. В условиях ограниченных ресурсов — а они ограничены в широком смысле — люди начинают очень аккуратно относиться к своим действиям, в частности, когда денег становится мало, начинают считать каждую копейку. В приложении к ИТ это означает, что к вложениям в инфраструктуру относятся очень серьезно, выбирая оборудование, сервисы и форматы тщательно и вдумчиво. В результате инфраструктура становится все более эффективной — в самом широком смысле — следовательно, более экологичной.
Например, HaaS, про актуальность которого CRN/RE писал на этой неделе, есть практически эталонный пример shared-economy, которую проповедуют «зеленые». Этот пример прекрасно показывает, что при правильном подходе экологичное оказывается выгодным и наоборот.
Другой пример связан с энергопотреблением компьютеров, снижение которого также оказывается делом как «зеленым», так и выгодным. Последнее десятилетие дата-центры потребляют порядка 1% мировой электроэнергии ИТ, по данным Google. Несмотря на кратный рост вычислительной мощности и емкостей, за это время годовое потребление этого сегмента возросло процентов на шесть, что является прекрасным показателем. Такой незначительный плавный рост был даже в период с 2010 по 2018 год, когда объем вычислений объем вычислений, выполняемых в центрах обработки данных, вырос примерно на 550%.
Технические инновации и внедрение AI-технологий оказались весьма «зеленым» делом! Google отметила, что с 2014 года активно применяет AI для оптимизации ключевых параметров собственных дата-центров — распределения нагрузки, вентиляции и т.д. — благодаря чему сейчас среднегодовая эффективность энергопотребления ЦОДов корпорации составила 1,10 (по итогам 2019 года), в то время как средний показатель по отрасли составляет 1,67. Согласитесь, что «зеленые» приветствуют такое развитие событий, описывая его в своих терминах («углеводородный след» и т.д.), а для индустрии это означает снижение удельных затрат на единицу вычислительной мощности и оптимизация стоимости эксплуатации усложняющейся инфраструктуры.
Для нас важен общий тренд оптимального использования оборудования, над которым активно работают все компании. А сейчас работа пойдет еще активней, так как запросы на объемы вычислений продолжают расти, а дополнительные вычислительные мощности могут оказаться в дефиците, равно как и ресурсы на их приобретение.
Виртуализация получает реальный импульс
Виртуализация приложений будет особо интересна для клиентов в имеющейся ситуации с возможным дефицитом оборудования. На виртуальных машинах работают как традиционные офисные задачи (обработка текстов, работа с таблицами, Skype и т.д.), так и заметно более сложные, включая бизнес-аналитику, трехмерное моделирование и прочие, требующие тяжелых вычислений. Если приложения будут «крутиться» на сервере, то рабочие компьютеры можно превратить в «тонкие клиенты»!
Тренд не нов, в техническом плане давно развит, а «распробовали» его даже консервативные корпоративные заказчики в российских условиях. В прошлом году Андрей Комаровский, региональный менеджер Dell Wyse, говорил о 100 тыс. пользователях, которые ежегодно переходят на «тонкие клиенты» в российских компаниях. В этом году в качестве «тонких клиентов», судя по всему, будут активно использовать как традиционные системы, так и устаревшие традиционные компьютеры, срок жизни которых в таком случае может быть существенно продлен.
Для режима «тонкого клиента» производительность систем в возрасте
Активное развитие потребуется и «ответной части» для клиентских виртуальных машин — серверным решениям. Еще в прошлом году российский бизнес активно закупал серверные решения, как отметил Михаил Лебедев, менеджер IDC в России и СНГ по программе исследований рынка корпоративных систем, отдавая предпочтения оптимизированным для «новых нагрузок», к которым относятся «облака» и виртуализация.
Дорогу «зеленым» серверам и эко-cloud!
Серверное оборудование, разумеется, может быть поставлено и по «зеленой» схеме HaaS, про которую CRN/RE писал на этой неделе. Но в данном случае заказчику может быть наиболее удобен вариант, в котором серверы никуда не нужно «двигать» физически, а использовать их ресурсы в «облаке». Тренд переноса вычислений в «облако» выразителен: New York Times пишет, что в 2010 году 79% вычислений мира были выполнены в небольших дата-центрах, которыми владели нетехнологические компании, в 2018 году 89% оказались «облачными», а физически они идут в ЦОДах гиперскейлеров.
В глобальном cloud-сегменте происходит много интересного, о деталях CRN/RE писал на этой неделе, но основные тренды, по сути, остаются неизменными. Преимущества и недостатки «облаков», разумеется, остаются прежними, однако сегодня корпоративные клиенты будут готовы пристально рассматривать cloud-решения, оказавшись перед дилеммой «ожидание или cloud». А перед такой дилеммой в условиях дефицита компьютеров — что вероятно коснется как десктопов, так и серверов! — корпоративные заказчики будут сталкиваться все чаще.
Конечно, проблема с наращиванием вычислительной мощности не исчезает, она лишь переходит от заказчиков к cloud-провайдерам. Однако, последние привычны к таким задачам — это только со стороны клиента «облако» обладает практически неограниченным масштабированием, за обеспечением гибкости и масштабирования, нужных в реальных условиях, стоит огромная работа технических специалистов провайдера услуг.
Для бизнеса сегодня особо актуальна гибкость «облачных» решений — они позволяют как наращивать вычислительные мощности, так и, в случае проблем у компании-заказчика, быстро отказываться от ресурсов, которые стали избыточными.
Cloud-провайдеры обычно имеют множество отработанных способов решения задач с наращиванием мощностей: использование имеющихся резервов, перераспределение нагрузки, аренда мощностей у партнеров, разворачивание кластеров и т.д. Разумеется, речь идет о публичных «облаках» или о гибридных. Если заказчик настаивает на приватном cloud, то он будет должен делать все это самостоятельно. Задача непростая, поэтому решать придется в пределах, которые задают имеющиеся ресурсы, начиная собственных резервов «железа» и умения снабженцев «достать дефицит» до квалификации ИТ-отдела и решимости привлеченных внешних интеграторов.
«Цифровая трансформация» как эко-тренд
Современным компаниям неинтересны технологии и тренды в отрыве от их повседневных задач, но крайне актуальны для «цифровой трансформации» бизнесов. «Цифровая трансформация» требует новейших технологий, которые оказываются все более экологичными. Например, «трансформация» начинается с «облака», как говорил Вадим Юн, генеральный директор российского представительства Crayon, а cloud весьма экологичен со всех сторон.
В направлении «цифровой трансформации» хорошие показатели демонстрируют российские компании из «реального сектора экономики», как мы неоднократно отмечали.
«Российский рынок идет в ногу с мировым». — отмечает Тарик Альхаурани, исполнительный директор Kyocera Document Solutions Russia, говоря о «цифровой трансформации». Трансформация — процесс длительный, сложный и многогранный, отмечает г-н Альхаурани, она потребует как технологических инноваций, так и изменения бизнес-культуры компаний, переосмысление рабочих процессов и процедур.
Тренд на экологичность, как видно, в общем итоге оказывается крайне хорош для заказчиков. Он приятен для интеграторов — виртуализация, например, практически не требует «box moving», а нуждается только в работе ИТ-специалистов по установке и перенастройке программного обеспечения, подключения и оптимизации cloud-ресурсов и т.д. Однако все это не очень хорошо для вендоров, специализирующихся на «железе», и для дистрибьюторов! Как выживать каналу в новых «зеленых» трендах, да еще и помноженных на кризис из-за эпидемии, мы поговорим в следующий раз.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE