16 марта 2020 г.
Александр Тынкован, президент Группы «М.Видео-Эльдорадо», поделился с читателями CRN/RE своим видением ситуации, сложившейся на рынке в начале марта 2020 г. (в связи с распространением коронавируса и падением курса рубля).
Я абсолютно уверен, что происходящее вызовет перемены как на нашем, отдельно взятом рынке, так и в нашей жизни вообще.
Нынешняя эпидемия коронавируса может стать настоящим «boost’ом» для онлайн торговли. Например, покупки из офлайн магазинов начнут перемещаться в интернет. И мы, Группа «М.Видео-Эльдорадо», готовы к такому развитию событий, так как по сути уже стали онлайн компанией. И сейчас в наших планах в рамках модели ONE RETAIL — полностью перейти на транзакции всех операций через смартфон на стороне как клиента, так и продавца. Мы все уже живем в смартфонах. И если на какой-то период нам придется ограничить физические контакты с другими людьми, мы погрузимся в смартфон еще больше.
И это будет уже необратимый процесс. Как только у человека появляется частотность какого-то действия, это действие начинает превращаться в привычку. И сейчас многие люди «тренируют привычку» заказывать разные товары онлайн, и эпидемия может простимулировать этот процесс. Поэтому одним из последствий нынешней ситуации может стать ускорение роста е-комм.
Второй вопрос, который сейчас волнует игроков рынка: что будет с поставками товаров. Мы видим в нашем сегменте, что особых сложностей нет — у нас нет ни одной задержки, ни одного неподтверждённого заказа. И с этой точки зрения мы не видим проблем. Дефицита быть не должно.
Но на ситуацию с пандемией наложилась волатильность рубля. Как этот фактор повлияет на рынок? Точно не убьет. Мы уже не первый раз переживаем скачки курса. Мы уже знаем, что будет. Цены если и будут повышаться, то очень реактивно. Рынок и спрос балансирует рост цен. Курс рубля падает, и начинается борьба между производителями и продавцами за клиентов. Например, курс упал на 20%, и один производитель увеличивает цены на свою продукцию тоже на 20%, а второй на аналогичный товар — только на 10%, увеличивая таким образом свою долю рынка. И тогда первый вендор, видя, что он теряет продажи, снижает рост цен, например, с 20%, до 8%. И такая конкуренция очень хорошо балансируют рынок: например, даже при более глобальном, чем сейчас, обвале курса рубля в конце 2014 г. цены выросли с большим опозданием — уже в 2015 г.
Поэтому и сейчас изменение цен будет запаздывающим. Этот всплеск будет демпфироваться не только борьбой вендоров за долю рынка (а сейчас мы вновь оказались в ситуации, когда производители могут ее увеличить), но и таким фактором, как дефляция цен на электронику. Цена на новый, только что вышедший товар всегда высокая, но потом производство этого товара становится массовым, и он начинает дешеветь. Ежегодно цены на большинство категорий в сегменте бытовой техники и электроники снижаются. Например, телевизоры усредненно за пару лет подешевели процентов на десять. Поэтому даже если сейчас цены на волне падения курса рубля и вырастут, то, во-первых, они вырастут меньше, чем будет рост курса доллара, а, во-вторых, через некоторое время они обязательно опустятся. На настоящий момент ни «М.Видео», ни «Эльдорадо» цены на товары не повышали.
И как следствие, мы не ожидаем снижения потребления. Понятно, что сейчас может быть некий ажиотажный спрос (в подобных ситуациях это естественное явление). Но в дальнейшем и объем продаж, и цены на электронику обязательно сбалансируются.
Рынок бытовой техники и электроники уже несколько лет живет в условиях нормализованного спроса: модные и спонтанные покупки занимают в нашем объёме продаж (в условиях, когда отсутствует ажиотаж) небольшую долю. Человек приходит в магазин, когда у него сломалась стиральная машина или разбился телефон. Приходит, чтобы купить замену того, что вышло из строя. И такая модель естественного нормализованного потребления будет развиваться и дальше. И даже если у населения доступных денег будет меньше на 10%, чем сейчас, и объем потребления также снизится, это потребление все равно останется. Если людям нужно будет что-то купить, они придут и купят.
Источник: crn.ru