18 марта 2020 г.
Компания J’son & Partners Consulting завершила подготовку исследования российского рынка бизнес-SaaS по итогам 2019 г. и сформировала прогноз его развития на период 2020-2025 гг. Результаты исследования показывают, что несмотря на начальный этап своего развития и крайне малый размер, российский рынок бизнес-SaaS демонстрирует устойчивое замедление темпов роста, при этом проникновение основных видов облачных бизнес-приложений находится на уровне менее 10% от общего количества хозяйствующих субъектов, имеющих широкополосное подключение к сети Интернет.
Столь малый уровень проникновения бизнес-SaaS в России означает, что для подавляющего большинства предприятий микро, малого и даже среднего бизнеса в России перевод персонала на удаленную занятость технологически затруднен и может привести к существенному снижению производительности труда. В ситуации когда перевод офисных работников на работу из дома необходим как вынужденная мера (в настоящее время — для борьбы с распространением короновируса), а ухудшение макроэкономической ситуации предъявляет существенно более жесткие требования к качеству бизнес-планирования, контроля и ведения операционной деятельности, задача обеспечения продуктивной работы распределенных команд становится чрезвычайно актуальной. Решение этой задачи необходимо рассматривать в более широком контексте цифровой трансформации экономики страны.
Основываясь на быстрых темпах роста рынка бизнес-SaaS в России с период 2014-2015 гг., в 2015 году аналитиками J’son & Partners Consulting был составлен и публично представлен (ссылка 1 и ссылка 2) прогноз о том, что уже в 2020 году не менее 20% рабочих мест в России могут быть виртуализованы, то есть обеспечены средствами автоматизации позволяющими организовать полноценную работу персонала вне офисов. Ввиду размытости термина «удаленная/дистанционная занятость» необходимо пояснить, что в рамках серии проводимых исследований J’son & Partners Consulting использует понятие «дистанционный (удаленный) сотрудник» в контексте более широком, чем это прописано в российском законодательстве. Под «дистанционной работой» мы понимаем работу, выполняемую сотрудником из любого удобного ему места с помощью современных средств ИТ и телекоммуникаций, без привязки к офису работодателя. «Дистанционными» (территориально независимыми) сотрудниками мы считаем в том числе тех, кто может работать из дома хотя бы время от времени, например, 3 дня в месяц или раз в неделю и т.д., в зависимости от договоренности с работодателем, благодаря виртуализации рабочего места, с доступом ко всем необходимым документам и приложениям.
Очевидно, что экономические факторы, например, дороговизна офисных помещений, производственная необходимость, а также экстренные ситуации, требующие ведения текущей операционной деятельности персоналом вне офиса, такие как, например, текущая реализация мер борьбы с распространением короновируса в России, приведут к значительному превышению сделанного в 2015 году прогноза о переводе на удаленную работу 20% всего занятого населения в 2020 году. Однако, ввиду замедления темпов роста проникновения бизнес-SaaS в России в период 2017-2019 гг., в настоящее время, по оценкам J’son & Partners Consulting, лишь около 10% рабочих мест в России можно назвать виртуализованными. Это означает отсутствие необходимых средств автоматизации для организации эффективной работы более половины переводимых на дистанционную занятость сотрудников.
Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting