19 марта 2020 г.
Промышленность КНР постепенно выходит на довирусные обороты, хотя в отдельных отраслях полное восстановление может затянуться до конца второго квартала, если не до начала третьего. И пусть VAR’ы пока не замечают ощутимой нехватки товаров благодаря достаточным складским запасам, некоторые российские дистрибьюторы уже предупредили партнёров о возможных перебоях с поступлением новых партий вследствие вспышки COVID-19.
«Возможно, реальные проблемы с поставками многие почувствуют позже, ближе ко второму кварталу», — предположил в интервью российскому Forbes Николай Комлев, директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.
Нынешняя ситуация на многих ИТ-производствах Поднебесной такова: укомплектованность кадрами — от 60 до 80% относительно показателей начала января, склады сырья и получаемых от партнёров компонентов практически опустошены, каналы поставок через границы провинций и страны в целом нарушены (плюс к тому, осуществляющие эти перевозки логистические компании также испытывают нехватку персонала). Согласно официальным данным, опубликованным в КНР
Изготовители самых базовых электронных компонентов активно наращивают сейчас производство, стремясь как можно скорее восполнить зияющие пустоты на складах партнёров вверх по цепочке поставок. Однако это займёт определённое время, и как раз теперь нехватка основных элементов (текстолитовых основ для системных плат, резисторов, коммуникационных разъёмов и т. п.) начинает наиболее остро сказываться на темпах восстановления выпуска готовой ИТ-продукции.
По оценке Digitimes Research, совокупные поставки пяти ведущих мировых брендов в сегменте ноутбуков уже сократились в феврале на 40% месяц к месяцу и на 38% год к году. Связано это с тем, что не менее 90% производственных мощностей ODM-изготовителей мобильных ПК сосредоточено как раз в материковом Китае.
Из участников этой пятёрки только два бренда, Dell и Lenovo, отгрузили за февраль 2020 г. более 1 млн ноутбуков; прочие (Acer, ASUS, HP — в алфавитном порядке) — заметно меньше. В пользу Dell сыграла достигнутая ещё до вспышки коронавируса договорённость с контрактными поставщиками о частичном продолжении работы над заказами этой компании на протяжении каникул, приуроченных к лунному Новому Году. В результате складские запасы ноутбуков под маркой Dell продолжали пополняться на целую неделю дольше прочих. Lenovo же повезло в том отношении, что принадлежащая ей же самой сборочная фабрика в городском округе Хэфэй, не так сильно затронутом карантинным ограничениями, уже в феврале вышла на 60%-ный уровень штатной производственной загрузки.
Сборочные же предприятия, на которых изготавливают ноутбуки под маркой HP, расположены по большей части в крупном городе Чунцин, где были приняты как раз чрезвычайно строгие противовирусные меры. В результате отгрузки готовых мобильных ПК этого бренда в феврале оказались вполовину меньше по сравнению с январскими объёмами. Поставки ноутбуков Acer и ASUS, и без того не слишком большие относительно показателей первой тройки, также пострадали вследствие перебоев в работе китайских ODM-фабрик. Три же наиболее крупных контрактных производителя мобильных ПК (Compal, Quanta, Wistron — в алфавитном порядке) вместе отгрузили в минувшем феврале на 42% меньше готовой продукции, чем месяцем прежде.
Тайваньские аналитики ожидают, что ODM-фабрики в материковом Китае будут готовы в полном масштабе возобновить свою работу уже к концу марта. Однако фактическое наращивание объёмов отгрузок ноутбуков с них возможно лишь с возвратом изготовителей базовых компонентов к нормальному режиму деятельности, что пока представляется маловероятным. Возможно, как ни парадоксально звучит, это даже к лучшему, поскольку поставщикам ноутбуков необходимо будет в ближайшее время реорганизовать свои модельные ряды (и, соответственно, скорректировать размещаемые у ODM-партнёров заказы), уделяя как можно больше внимания моделям корпоративного класса.
Дело в том, что повальная нечаянная мода на работу из дома заставила сотни тысяч «белых воротничков» в Европе, Северной Америке, Японии и иных странах расстаться с насиженными рабочими местами. Кому-то пришлось использовать смартфоны и планшеты, чтобы дистанционно подключаться к уже налаженным сервисам хранения документов и совместной работы либо на локальном сервере компании, либо в облаке. Кому-то разрешили (скорее даже, настоятельно рекомендовали) забрать с собой тот самый ноутбук класса «замена настольного ПК», за которым человек уже привык трудиться в офисе. Надомниками поневоле COVID-19 сделал сотрудников не только небольших компаний, но и таких транснациональных гигантов, как Amazon, Apple, Facebook, Google, Microsoft.
Источники, близкие к тайваньским ODM-изготовителям ноутбуков, поделились с профильным изданием DIGITIMES сведениями о том, что в ближайшие месяцы эти компании ожидают роста заказов в первую очередь на мобильные ПК актуального корпоративного класса. То бишь достаточно тонкие и лёгкие, чтобы свободно носить их с собой повсюду, где в данный момент удобнее сесть и поработать, но в то же время довольно мощные, чтобы автономно справляться с современными офисными задачами (например, с поддержанием многоканальной видеоконференцсвязи в 4K UHD с параллельным фоновым обменом тяжёлыми файлами). Например, AMD после недавнего анонса ноутбучных процессоров Ryzen 4000 ожидает роста продаж своих чипов в денежном исчислении на
Впрочем, если контрактные поставщики ноутбуков выражают осторожный оптимизм в плане темпов возобновления поставок, представители других ИТ-направлений сохраняют по состоянию на середину марта менее радужный настрой. Так, источники, близкие к ведущим производителям материнских плат и дискретных видеокарт, сообщили всё тому же изданию DIGITIMES, что выйти на ожидавшиеся ранее объёмы поставок они сумеют никак не ранее III кв. текущего года. И виной тому не нехватка рабочей силы или схемотехнических компонентов, а весьма пессимистичный прогноз в отношении спроса на две эти базовые категории комплектующих для стационарных ПК.
Бизнес-заказчики х86-компьютеров, наученные горьким опытом COVID-19, теперь ещё отчётливее станут отдавать предпочтение ноутбукам перед настольными компьютерами. Ноутбуки, как уже было сказано, проще забирать домой в случае объявления очередной пандемии, хотя кое-где в последний рабочий день перед уходом на вынужденную удалёнку сотрудники уносили с собой из офисов и неттопы, и моноблоки, и даже «башенные» корпуса с мониторами. Домашние пользователи охотно приобретали в последнее время геймерские ПК, стационарные и мобильные (это был один из немногих растущих подсегментов х86-рынка). Однако долгие вынужденные каникулы отрицательно скажутся на доходов всех потребителей планеты, и пока те не вернутся к привычному уровню зарплат, экономить будут на всём — и прежде всего, на такой роскоши, как специализированные игровые компьютеры.
Зато внезапно выясняется, что настоящим хитом продаж по итогам 2020 г. должны стать, на удивление, 8K-телевизоры. Тайваньские эксперты опросили их ODM-изготовителей и выяснили, что в совокупности этих недешёвых устройств отображения должно быть отгружено в нынешнем году едва ли не впятеро больше, чем в прошлом: 2 млн единиц против 430 тыс. Количество, конечно, невелико, если сравнивать с сотнями миллионов ПК и с миллиардами смартфонов, поставляемых на мировой рынок каждый год. Но и прибыль для всех участников канала от реализации одного 8К-телевизора значительно выше, чем от более массовых высокотехнологичных устройств. Способствовать росту спроса на телеприёмники гипервысокой чёткости будут как снижение цен, обусловленное развитием технологий, так и приобретённая потребителями за время пандемии привычка проводить больше времени дома. А чем крупнее и чётче экран, который можно использовать и для работы, и для развлечений, тем лучше.
Источник: Максим Белоус, crn.ru