8 апреля 2020 г.
Бум решений для группового общения по видеоконференцсвязи только начинается, но каналу уже следует присмотреться к последствиям этого тренда. В ритейле могут произойти интересные изменения, которые способны повлиять на продажи и сместить некоторые акценты в предпочтениях массовых пользователей.
Софт развивается
За считанные дни Zoom из малоизвестной платформы стал практически нарицательным именем для массовых решений группового общения. В современных условиях Zoom выручил многих. Пусть сервис оказался «дыряв» в плане безопасности и с определенными проблемами в эргономике, но количество его пользователей перевалило за 200 млн, хотя в декабре было всего 10 млн, а ежедневная аудитория Skype, по данным Microsoft, на конец марта составляла 40 млн. Для канала важно, что этот сервис позволил миллионам попробовать групповое общение в режиме видеоконференции, что многим понравилось.
Стали появляться новые и обновленные решения для массового рынка. Быстро и красиво на новые тренды отреагировала Mail.ru, которая представила обновленный мессенджер ICQ New. В новинке сделан мощный акцент на групповое общение: стали доступны аудио- и видеоконференции с общим количеством участников до 30 человек (в Zoom — до ста). Новинка также любопытна встроенными AI-инструментами (для расшифровки голосовых сообщений, поиска быстрых ответов исходя из контекста и т.д.), обещанной платформой для создания ботов и пр. Похожий сервис быстро создал Microsoft, реализовав в Skype (в обычном, не в «for Business») дополнительную функцию Meet Now, доступную через браузер даже тем, кто в Skype не зарегистрирован (количество людей в конференции — до 60).
В активную борьбу за пользователя в современных условиях включатся Google Hangouts, Microsoft Team (у сервиса доступна и бесплатная версия), ezTalks, Discord и другие, но все это истории, не имеющие прямого отношения к каналу. Подчеркнем, что мы говорим о массовых решениях, хотя существуют развитые аналогичные платформы для корпоративного рынка — например, от Microsoft, Cisco и других ключевых вендоров — которые тоже получат взлет популярности в своем сегменте, но он будет далек от SMB и для «home office» по понятным причинам. Однако, для канала уже важно, что бум массовой ВКС — именно в SMB и SOHO — повысит требование к периферии для общения. Прежде всего, это относится к камерам, гарнитурам и hands-free-элементам.
Чего не хватает?
Если коротко, то многие пользователи столкнулись с нехваткой качества и эргономики у решений, расположенных «на борту» у имеющихся в распоряжении систем. Многие обнаружили, что на практике компоненты оказываются недостаточны даже для базовых бизнес-задач в коммуникации, то есть встроенные камеры, динамики и микрофоны, которые сегодня есть в любом ноутбуке, не позволяют комфортно вести активную работу.
Решения, обеспечивающие нужное качество, на рынке есть, причем как встроенные, так и опциональные, о чем мы сейчас и поговорим. В качестве «эталонного подхода» к встроенным решениям будем рассматривать концепцию НР, к опциональным — Logitech. Конечно, это не единственные вендоры, например, есть аналогичные компьютеры от Lenovo и опции от Microsoft, но в данном случае мы рассматриваем именно концепции, а не модельные ряды, поэтому ограничимся иллюстрациями из НР и Logitech.
Коммерческие ПК — впереди трендов
Линейки компьютеров НР, ориентированные на бизнес-использование, уже несколько поколений получают среди прочих особенностей расширенные решения для голосового общения. Аппаратные клавиши для управления аудио- и видеозвонками были наиболее заметным элементом, но далеко не единственным. Вендор активно совершенствовал встроенные комплекты микрофонов и динамиков для оптимизации передачи голоса, отсекания посторонних шумов и прочих технических задач для удобства коммуникаций. Напомним, что НР сотрудничает с Bang & Olufsen в деле создания аудио-элементов своих компьютеров, синергия экспертизы двух компаний позволила добиваться впечатляющего качества работы. Сказанное справедливо как для ноутбуков, так и для настольных решений, например, для HP Slice, о котором CRN/RE писал, получившего акцент на поддержку голосовых коммуникаций.
Если с технической точки зрения все было развито и хорошо проработано, то донести до потребителя преимущества соответствующих инноваций вендора удавалось не всегда. Если, предположим, наличие встроенных решений безопасности в коммерческих линейках НР постепенно становилось драйверов продаж, то с аудио-компонентами все было не так просто. Концепция «офис будущего», о которой CRN/RE писал, несколько улучшила ситуацию в этом направлении, но не более того. Современная рыночная ситуация в теории позволяет активно продвигать коммерческие компьютеры в массовом сегменте, делая акценты как на ресурс и защищенность, так и на оптимизирование для голосовых и видеокоммуникаций! Разумеется, новый компьютер ради коммуникаций покупать никто не будет, но наличие соответствующих «фишек» вполне способно послужить выразительной мотивацией для выбора именно в пользу современных коммерческих компьютеров НР, а также Lenovo и некоторых других ключевых вендоров.
Опции нового качества
Объемы продаж продвинутых опций для конференций в современных условиях могут быть впечатляющими. В канале присутствуют товары, позволяющие поднять качество передачи голоса и «картинки», а также, что важно, увеличить эргономику процесса общения. Заметим, что это справедливо как для «возрастных» систем, так и для новых. Что еще может пожелать пользователь?
Прежде всего, пользователь может хотеть более качественной картинки, чем способна обеспечить встроенная видеокамера компьютера (заметим, что web-камеры имеют довольно чахлые характеристики, особенно по сравнению с фронтальными камерами смартфонов). Что доступно на рынке от Logitech? Например, есть модель Brio, способная выдавать видео с разрешениями до UltraHD включительно, получившая автофокус и другие элементы. Есть и другой вариант: MeetUp, которую изначально создавали для переговорных, получившая широкоугольный объектив (в ходе конференции можно ходить по комнате и при этом оставаться в кадре) и выносной модуль со всенаправленной системой микрофонов. Последнее тоже важно: далеко не всегда в ходе разговора нужно сидеть перед компьютером, иногда — особенно в условиях самоизоляции — хочется хотя бы немного пройтись, хотя бы по комнате.
Для разговоров в движении — даже в пределах комнаты — хороши hands-free-гарнитуры. В качестве примера упомянем Zone Wireless Plus, которую проектировали с учетом длительного использования, снабдили возможностью подключения к нескольким устройствам (до пяти) и мощным встроенным «шумодавом». Есть и бюджетные варианты, например, H800.
Напомним, что решения Logitech мы рассматривали для примера, они на рынке не в одиночестве, с ними конкурируют продукты Microsoft, Cisco, Plantronics и других крупных вендоров, которые также хорошо представленные в российском канале.
Вместо заключения
Все перечисленное выше не является новинками, бума на рынке не вызвало, поэтому легко предположить, что это не тот товар, который будет «сам-себя-продавать», а потребует промо-активностей. Тогда элементы для ВКС могут стать микродрайверами рынка, а в продажах ПК акцент может сместиться на современные модели коммерческих систем, но все это произойдет только при правильном маркетинге со стороны реселлеров, ведущих продажи конечным пользователям.
Аналогичная ситуация и с решениями для корпоративного рынка, как с программными, так и с аппаратными — от Team и других решений для групповой работы от Microsoft до платформ и решений Cisco, от хитроумных интерактивных панелей ViewSonic до VR-систем — все они сейчас получили повышенную актуальность, но требуют активного продвижения со стороны интеграторов и всего канала, чтобы стать микродрайверами рынка, как только будет смягчен режим самоизоляции.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозревать CRN/RE