8 апреля 2020 г.
Опрос 317 финансовых директоров и финансовых руководителей, проведенный аналитиками Gartner 30 марта 2020 года, показал, что из-за пандемии COVID-19 62% из них планируют то или иное сокращение бюджета административно-хозяйственных расходов (SG&A) в своих организациях в этом году.
Согласно результатам опроса, 38% финансовых руководителей не предвидят каких-либо сокращений бюджетов в этом году, тогда как 18% планируют сократить бюджеты в каждой из категорий как минимум на 10%. Больше всего — на 10% или более — планируется сократить бюджеты маркетинга (см. рис. 1).
«Сплошное урезание бюджетов по всем категориям административно-хозяйственных расходов зачастую оказывается недальновидным, — пишет в пресс-релизе Деннис Гэннон (Dennis Gannon), вице-президент по консалтингу, Finance Practice, Gartner. — К примеру, мы видим, что пандемия коронавируса вызвала отчетливый переход к работе из дома. Этот переход к удаленной работе в большом масштабе создает дополнительную нагрузку на ИТ-отдел. Поэтому введение для группы поддержки ИТ-инфраструктуры такого же сокращения затрат, как для других подразделений, может подвергнуть вашу организацию новым рискам или негативно сказаться на бесперебойности бизнеса».
Рис. 1. Какие категории административно-хозяйственных расходов могут подвергнуться сокращению бюджетов более чем на 10% в 2020 году?
- Ничто из перечисленного (далее сверху вниз)
- Маркетинг
- Продажи
- Все перечисленные
- Эксплуатация оборудования и управление недвижимым имуществом
- HR
- ИТ-отдел
- НИОКР
- Финансовый отдел
- Связи с общественностью
- Снабжение
- Юридический отдел
- Отдел стратегии
- Корпоративная социальная ответственность
- Взаимодействие с государственными органами
- Управление риском
База: 317 финансовых руководителей высшего звена
Gartner рекомендует финансовым директорам следующую тактику управления расходами из четырех пунктов:
1. Думать масштабно
Финансовым директорам следует продумать не просто сокращение численности персонала или сплошное урезание расходов. Исследование Gartner показывает, что ведущие компании консолидируют свои продукты и услуги, так что имеют в итоге на 24% меньше направлений бизнеса, то есть сужают свое присутствие в отрасли.
«Там, где есть излишества в портфеле продуктов или услуг вашей организации, скрытые издержки этой сложности снижают прибыльность, — пишет Гэннон. — Лучшие финансовые директора будут использовать COVID-19 как катализатор для создания большего операционного рычага от своих самых прибыльных направлений бизнеса, не теряя ценности предложения».
2. Подключить других руководителей
Принятие трудных решений и мер по сокращению затрат не должно лежать только на финансовых руководителях. Руководители направлений бизнеса и других структурных подразделений лучше понимают специфику своих отделов и потому смогут выявить самые действенные возможности сокращения затрат.
«Чтобы облегчить это, финансовым директорам следует закрепить за руководителями бизнеса все значимые статьи денежных расходов в плане прибылей и убытков, — пишет Гэннон. — Руководители бизнеса должны затем собрать операционные, финансовые и технологические данные, чтобы выработать и ввести в действие реальные стратегии экономии денежных средств в своей области».
3. Ввести новые опережающие индикаторы
Чтобы предвидеть степень замедления бизнеса, вызванную пандемией и ее влиянием на организацию, финансовые директора должны постоянно отслеживать экономические показатели, чтобы вовремя выявить изменения в бизнес-цикле.
«Выявляйте связь тенденций внешнего рынка и данных о клиентах с внутренними показателями бизнеса и KPI, — пишет Гэннон. — Организации, которые выйдут после этого кризиса на лидирующие позиции, — это те, которые быстро перебросят ресурсы на новые возможности рынка, пока конкуренты всё еще сидят в укрытии».
4. Ввести регулярный отчет о благоприятных и неблагоприятных факторах
Организуйте регулярный отчет для руководителей бизнеса, отражающий факторы, способствующие и препятствующие бизнесу, с указанием и количественной оценкой внешних неопределенностей, создаваемых пандемией COVID-19. Это позволит в полной мере учесть финансовые последствия пандемии и обеспечит коллективный прицел на верные индикаторы.
«Финансовые директора должны поручить своим ответственным за прогнозирование подготовку такого типа отчета, — пишет Гэннон. — Это поможет им понимать, какие внешние факторы могут препятствовать или способствовать эффективности бизнеса, и подготовиться должным образом».
Источник: Пресс-служба компании Gartner