10 апреля 2020 г.

Только 27% россиян — каждый четвертый — обладает высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах, а также в начале 2020 года.

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% — в 2019, 30% — в 2020 и 32% — в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).

По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% — отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

  • информационная грамотность;
  • коммуникативная грамотность;
  • создание цифрового контента;
  • цифровая безопасность;
  • навыки решения проблем в цифровой среде.

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности — 62 п.п.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента — подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети — подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде — по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.

Социально-демографические различия

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа — ниже (55 п.п.). Подробнее — в таблице 8.

Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).

Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры — их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ комментирует: «Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.

Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря „социально-культурному иммунитету“, приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».

Таблица 1

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики (по паспорту Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»)

26%

27%

30%

32%

36%

38%

40%

Таблица 2

2018-2019

2019-2020

Индекс цифровой грамотности НАФИ

(в процентных пунктах)

52

58

Доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики

26%

27%

Таблица 3

Компоненты Индекса цифровой грамотности, в процентных пунктах

Все респонденты

Индекс цифровой грамотности

58

Информационная грамотность

59

Коммуникативная грамотность

62

Создание цифрового контента

53

Цифровая безопасность

60

Навыки решения проблем в цифровой среде

58

Таблица 4

Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по возрасту

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Индекс цифровой грамотности

61

59

60

58

53

Информационная грамотность

62

62

60

57

52

Коммуникативная грамотность

64

63

64

62

57

Создание цифрового контента

56

54

54

52

46

Цифровая безопасность

62

58

61

62

57

Навыки решения проблем в цифровой среде

60

59

61

57

52

Таблица 5

Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по федеральному округу

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Индекс цифровой грамотности

59

64

56

55

56

56

61

57

Информационная грамотность

58

64

58

59

56

58

61

54

Коммуникативная грамотность

63

66

59

58

60

58

65

66

Создание цифрового контента

54

58

49

49

50

51

56

51

Цифровая безопасность

60

65

58

58

58

58

60

58

Навыки решения проблем в цифровой среде

57

66

55

54

56

56

61

57

Таблица 6

Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по полу

Женский

Мужской

Индекс цифровой грамотности

57

59

Информационная грамотность

57

60

Коммуникативная грамотность

62

62

Создание цифрового контента

52

53

Цифровая безопасность

59

60

Навыки решения проблем в цифровой среде

56

59

Таблица 7

Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу занятости

Временно не работаю, безработный

Занят домашним хозяйством, нахожусь в декретном отпуске

Пенсионер (не работаю)

Пенсионер (работаю)

Работаю (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров)

Студент (не работаю)

Студент (работаю)

Индекс цифровой грамотности

57

56

51

56

59

61

64

Информационная грамотность

58

55

49

55

60

61

67

Коммуникативная грамотность

63

59

55

62

63

64

65

Создание цифрового контента

50

51

45

51

53

59

57

Цифровая безопасность

58

59

55

58

60

61

68

Навыки решения проблем в цифровой среде

54

57

50

55

59

61

62

Таблица 8

Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу населенных пунктов

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

Города кроме миллионни-ков и ПГТ

ПГТ и села

Индекс цифровой грамотности

62

59

58

55

Источник: Пресс-служба компании НАФИ