10 апреля 2020 г.
Только 27% россиян — каждый четвертый — обладает высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах, а также в начале 2020 года.
Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% — в 2019, 30% — в 2020 и 32% — в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).
По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% — отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.
Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.
Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
- информационная грамотность;
- коммуникативная грамотность;
- создание цифрового контента;
- цифровая безопасность;
- навыки решения проблем в цифровой среде.
Информационная грамотность
Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.
Коммуникативная грамотность
Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности — 62 п.п.
Создание цифрового контента
Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента — подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.
Цифровая безопасность
Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети — подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.
Навыки решения проблем в цифровой среде
Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде — по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.
Социально-демографические различия
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа — ниже (55 п.п.). Подробнее — в таблице 8.
Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).
Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры — их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ комментирует: «Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.
Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря „социально-культурному иммунитету“, приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».
Таблица 1
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики (по паспорту Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики») |
26% |
27% |
30% |
32% |
36% |
38% |
40% |
Таблица 2
2018-2019 |
2019-2020 |
|
Индекс цифровой грамотности НАФИ (в процентных пунктах) |
52 |
58 |
Доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики |
26% |
27% |
Таблица 3
Компоненты Индекса цифровой грамотности, в процентных пунктах
Все респонденты |
|
Индекс цифровой грамотности |
58 |
Информационная грамотность |
59 |
Коммуникативная грамотность |
62 |
Создание цифрового контента |
53 |
Цифровая безопасность |
60 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
58 |
Таблица 4
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по возрасту
|
|
|
|
55+ |
|
Индекс цифровой грамотности |
61 |
59 |
60 |
58 |
53 |
Информационная грамотность |
62 |
62 |
60 |
57 |
52 |
Коммуникативная грамотность |
64 |
63 |
64 |
62 |
57 |
Создание цифрового контента |
56 |
54 |
54 |
52 |
46 |
Цифровая безопасность |
62 |
58 |
61 |
62 |
57 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
60 |
59 |
61 |
57 |
52 |
Таблица 5
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по федеральному округу
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
СКФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
|
Индекс цифровой грамотности |
59 |
64 |
56 |
55 |
56 |
56 |
61 |
57 |
Информационная грамотность |
58 |
64 |
58 |
59 |
56 |
58 |
61 |
54 |
Коммуникативная грамотность |
63 |
66 |
59 |
58 |
60 |
58 |
65 |
66 |
Создание цифрового контента |
54 |
58 |
49 |
49 |
50 |
51 |
56 |
51 |
Цифровая безопасность |
60 |
65 |
58 |
58 |
58 |
58 |
60 |
58 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
57 |
66 |
55 |
54 |
56 |
56 |
61 |
57 |
Таблица 6
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по полу
Женский |
Мужской |
|
Индекс цифровой грамотности |
57 |
59 |
Информационная грамотность |
57 |
60 |
Коммуникативная грамотность |
62 |
62 |
Создание цифрового контента |
52 |
53 |
Цифровая безопасность |
59 |
60 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
56 |
59 |
Таблица 7
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу занятости
Временно не работаю, безработный |
Занят домашним хозяйством, нахожусь в декретном отпуске |
Пенсионер (не работаю) |
Пенсионер (работаю) |
Работаю (за исключением подрабатывающих студентов и пенсионеров) |
Студент (не работаю) |
Студент (работаю) |
|
Индекс цифровой грамотности |
57 |
56 |
51 |
56 |
59 |
61 |
64 |
Информационная грамотность |
58 |
55 |
49 |
55 |
60 |
61 |
67 |
Коммуникативная грамотность |
63 |
59 |
55 |
62 |
63 |
64 |
65 |
Создание цифрового контента |
50 |
51 |
45 |
51 |
53 |
59 |
57 |
Цифровая безопасность |
58 |
59 |
55 |
58 |
60 |
61 |
68 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
54 |
57 |
50 |
55 |
59 |
61 |
62 |
Таблица 8
Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу населенных пунктов
Москва и Санкт-Петербург |
Города-миллионники |
Города кроме миллионни-ков и ПГТ |
ПГТ и села |
|
Индекс цифровой грамотности |
62 |
59 |
58 |
55 |
Источник: Пресс-служба компании НАФИ