14 апреля 2020 г.
Аналитики Gartner сформулировали три правила, которым должны следовать руководители цепочки поставок в ритейле, чтобы смягчить перебои и падение выручки в условиях коронавирусной пандемии.
Они должны оперативно реагировать на происходящее в масштабах всей цепочки поставок, имея при этом ясный план, как правильно позиционировать свою организацию для успеха, когда ситуация начнет выправляться.
«Глобальная вспышка COVID-19 создает очень переменчивую среду в цепочках поставок ритейлеров, — пишет в пресс-релизе Томас О’Коннор (Thomas O’Connor), старший директор-аналитик программы Supply Chain в Gartner. — Спрос смещается из обычных магазинов в онлайн-каналы, так как потребители стремятся избегать публичных мест из-за опасений заражения и ввиду введенных властями ограничений. Сталкиваетесь ли вы как руководитель поставок с возросшим или упавшим спросом, это создает совсем особые трудности».
Gartner указывает три направления действий, которые помогут руководителям цепочки поставок ритейлеров смягчить последствия перебоев и подготовить успех своего бизнеса в будущем.
1. Используйте доступные данные
Руководители цепочки поставок могут использовать доступные данные (внутренние или из сторонних источников) с рынков, пострадавших в первую очередь, таких как Китай, Италия и Южная Корея, чтобы прогнозировать поведение потребителей в условиях пандемии. К примеру, наблюдался явный пик продаж в течение недели, начавшейся 1 марта 2020 года, когда многие итальянцы должны были самоизолироваться: продажи в эту неделю были на 81% выше, чем в ту же неделю в 2019 году.
«Мы можем наблюдать такой же пик продаж продовольственных продуктов и товаров для дома на других рынках», — пишет О’Коннор. Но другие категории товаров, например одежда, понесли серьезные потери. Gartner ожидает также негативное влияние пандемии на сезонные продажи: на Пасху и — позднее — во время подготовки к школе.
2. Тесное взаимодействие с поставщиками
Многие ритейлеры, закупающие товары в Китае, уже сталкиваются с трудностями из-за ограниченных поставок исходных материалов или готовой продукции. По мере распространения пандемии такая ситуация начинает складываться в глобальном масштабе.
Самое главное для руководителей цепочки поставок в ритейле это расстановка приоритетов.
Они должны знать, где намечается увеличение спроса, и стремиться удовлетворить этот спрос. Руководителям поставок нужно тесно взаимодействовать с поставщиками, взяв прицел на более мелкую фасовку товаров, чтобы продавать более широкий ассортимент продуктов, дав возможность потребителям покупать товары высокого спроса, и подумать об организации временных складских помещений, чтобы обеспечить пополнение запасов.
3. Умное управление персоналом
В том, что касается персонала, цепочки поставок ритейлеров сталкиваются с двумя проблемами. С одной стороны, переменчивый спрос влечет за собой сильно меняющуюся потребность в количестве работников. С другой стороны, сама организация не застрахована от инфицирования персонала. Заболевшие работники должны оставаться дома; магазины, склады или другие объекты могут быть закрыты ввиду карантинных мер.
«Необходим творческий подход и должная забота о персонале. Работники, которые не нужны в данный момент в магазинах, могут, к примеру, доставлять товары покупателям, сделавшим заказы через Интернет, или работать из дома как служба поддержки клиентов. Руководители цепочки поставок, которые не могут загрузить работой свой персонал, могут предложить подкрепление организациям, которые столкнулись с возросшим спросом, чтобы временно трудоустроить своих работников. Но самое главное — обеспечить защищенность каждого члена своего коллектива, будь то выдача необходимых средств защиты или оплачиваемый отпуск в случае инфицирования», — пишет О’Коннор.
Источник: Пресс-служба компании Gartner