20 апреля 2020 г.
Развитие телекома и смежных с ним направлений ИТ сохранит положительную динамику. Некоторые сегменты, разумеется, получат свою специфику из-за пандемии, но это не драматично, кроме того, не везде она негативная. Общие проблемы индустрии примерно те же, что и у всей экономики из-за глобального lockdown, которая потеряет существенные суммы.
Итоги lockdown: предварительные масштабы
По предварительным оценкам — пока еще неясно, сколько именно будет длиться lockdown в ключевых экономиках мира — спад мировой экономики в этом году будет весьма значительным. Российский ВВП, по ожиданиям МВФ, в текущем году может сократиться на 5,5%. Национальное рейтинговое агентство (НРА) оценивает спад экономики РФ оптимистичнее — «всего лишь» в 3,3% — но и это означает потерю до 18 трлн. рублей и безработицу до 15,5 млн среди трудоспособных граждан РФ. Однако, как отмечает Сергей Гришунин, руководитель рейтинговой службы НРА, каждая неделя карантина увеличит потери ВВП примерно на
Однако все это принципиально не повлияет на развитие телекома. Тренды будут сохранены и, хотя проблемы с деньгами интенсификации, мягко говоря, не способствуют, в среднесрочной перспективе они для сегмента менее серьезны, чем проблемы? например, с нехваткой квалифицированных специалистов. Более того, телеком получает новые драйверы: требования к интенсивности работы оставшихся сотрудников будут расти, а для этого понадобятся новые услуги и сервисы, как для работающих удаленно (о чем CRN/RE писал), так и стационарно: в офисах, мобильно, на производственных или логистических площадках компаний.
Развитие каналов доступа и рост количества подключенных — как людей, так и устройств — в мире будет продолжаться, как следует из отчета Cisco Annual Internet Report (ANI), о котором CRN/RE писал. Какие практические выводы можно сделать из данных?
Что у телекома «под капотом»?
Ближайшая пятилетка — время экстенсивного развития. Технологий, способных обеспечить заметное интенсивное развитие, на рынке исследователи не ожидают.
Драйверы все те же: Wi-Fi, с переходом на шестую версию (средняя скорость утроится), мобильный доступ (средняя скорость тоже утроится), с переходом на пятое поколение (средняя скорость достигнет фантастических 575 Мбит/с, но будет доступна далеко не везде), и кабельный широкополосный доступ, который будет наращивать доступные скорости (за пятилетку рост вдвое). В Cisco излишне пессимистично, на наш взгляд, относятся к перспективам «пятого поколения», о чем мы поговорим ниже с рассмотрением российских примеров.
Принципиально новых драйверов для развития телекома в ближайшую пятилетку не предвидится. Например, за это время будут развернуты группировки «спутникового Интернета», но это не приведет к радикальному росту количества подключенных — только две трети землян будут пользоваться интернет-доступом к 2023.
Российский сегмент: лучше мирового, но не везде
На локальном рынке будут расти «ножницы» — абоненты и бизнес более продвинуты, чем в среднем по планете, но инфраструктура отстает. Россияне явно более «компьютеризированы», чем остальные земляне: количество устройств на человека почти вдвое выше, чем в среднем по планете! Из этого следует практический вывод для канала и ритейла: надо активно продавать smart-девайсы и продвигать IoT-элементы для дома (о которых CRN/RE писал).
Приятно, что процент М2М-подключений в российских условиях ожидается выше мирового. Если это действительно так, то цифры указывают на опережающее развитие IoT-направления, что неизбежно повлечет за собой активное развитие промышленных решений и их обслуживающих вычислений, в частности, EDGE. Также есть основания предполагать, что этот тренд указывает на быстрое развитие процессов «цифровой трансформации» в национальной экономике, а поэтому фокусировка всего национального ИТ на соответствующих клиентов будет прибыльной.
Однако скорости доступа по динамике будут проигрывать мировым, согласно прогнозам AIR. Канальная инфраструктура будет отставать, но покрытие будет улучшаться. В Cisco считают, что точки доступа ждет настоящий бум: их количество ждет шестикратный рост, замечу, что такое предсказание выглядит вполне разумным.
Wi-Fi и 5G: дополняющие технологии
«Я не рассматриваю Wi-Fi и мобильные подключения как конкурентов, это дополняющие технологии», — говорит Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ. Основное значимое отличие в том, кто контролирует сеть, в частности, политики в сети — операторы или сами пользователи, частные либо корпоративные — а с технологической точки зрения Wi-Fi 6 и 5G уже очень близки.
Покрытие «пятого поколения» не будет ковровым ни к 2023 году, ни в дальнейшем. Сначала операторы обеспечат покрытие местам скопления пользователей — как живых абонентов, так и М2М — потом агломерации, дальнейшее распространение также будет определено экономической целесообразностью. Это вполне нормально и предсказуемо, а как показывает практика, даже LTE-покрытие не является тотальным.
Корпоративные пользователи для своих задач не очень охотно разворачивают сети 5G, так как в этом случае им придется приобретать лицензии, подтверждать их соответствие и выполнять множество других действий. Поэтому в данном случае предпочтение будет отдано Wi-Fi, LoRa и другим решениям, которые не требуют лицензирования. Даже спустя пять лет доля 5G-пользователей, по прогнозам в AIR, будет сравнима со статистической погрешностью — всего 2,4% от мобильных подключений! — причем «пятое поколение» как основа для IoT/M2M тоже «не выстрелит»: доля LPWA-подключений тут ожидается на порядок выше, чем у 5G. Однако в российских условиях уже есть прецеденты, вселяющие оптимизм на развитие сетей «пятого поколения» в локальных условиях.
5G: «обходными тропами»
Необходимость лицензирования, действительно не способствует развитию направления, однако с этим нет проблем, когда один из подрядчиков в проекте интеграции — оператор сотовой связи.
Например, в январе было объявлено о разворачивании МТС в содружестве с Ericsson первой в России промышленной частной 5G-сети. Проект был реализован на заводе «КАМАЗ» в городе Набережные Челны при поддержке правительства Республики Татарстан. На первом этапе в сети развернуты системы видеонаблюдения и групповой связи, защищенный доступ к локальным информационным ресурсам и VR/AR-решение для удаленного обучения персонала. Как видно, даже в российских условиях «обходные пути» существуют и вполне эффективно работают.
Напомним, что на локальном рынке существует проблема с частотными диапазонами, доступными для 5G, что тоже задерживает развитие решений на базе этой технологии. Однако и тут есть решения. В упомянутом выше проекте, развернутом на «КАМАЗе», специалисты МТС и Ericsson выполнили агрегацию несущих частот, что позволило достичь требуемых характеристик сети — максимальная скорость передачи данных в стандарте LTE достигла 46 Мбит/сек, в стандарте 5G — 870 Мбит/сек, по заявлению компаний. На базе частной сети 5G и LTE группа компаний МТС готова и дальше внедрять различные решения в сфере промышленного «интернета вещей» и автоматизации производственных процессов, отметил Дмитрий Халин, вице-президент МТС по облачным и цифровым решениям.
История получила продолжение. «Благодаря уникальным возможностям технология совместного использования частот стала важной частью 5G-стратегии многих операторов», — отметил Анатолий Ильяич, вице-президент департамента развития сетей и услуг Ericsson в Восточной Европе и Средней Азии. В марте МТС и Ericsson объявили о первом в России успешном тестировании технологии динамического перераспределения частотного ресурса между сетями 4G LTE и 5G NR, что дает возможность быстро и при невысоких затратах развернуть широкое покрытие в стандарте 5G на существующей LTE-инфраструктуре операторов связи.
Проблемы и саб-тренды
Телеком является одной из ключевых компонент развития «цифровой трансформации» предприятий и в целом «экономики 2.0», поэтому соответствующие моменты найдут отражение во всей индустрии и во всем ИТ.
Нехватка квалифицированных специалистов — одна из основных проблема, с которой сталкиваются руководители ИТ-служб. Cisco опросила 600 ответственных специалистов в ИТ и бизнесе в ходе подготовки отчета AIR, и из них 93% (!) заявили о серьезной нехватке кадров, которая замедляет «цифровую трансформацию» бизнесов. Также респонденты показали, что важной проблемой для руководителей технических служб является отсутствие бизнес-компетенций. Поэтому главным приоритетом при приеме на работу в среднесрочной перспективе станет поиск сотрудников, обладающих как техническими, так и бизнес-навыками.
Заметим, что недостаток квалификации сотрудников в ИТ создает проблемы в разных сферах. Например, главным источником проблем с безопасностью «облачных» сред являются ошибки в настройке и конфигурации, как сообщает Trend Micro, платформа которой выявляет 230 миллионов (!) таких ошибок ежедневно, что подтверждает масштабы и широкую распространенность этого фактора риска.
Требования к информационной безопасности быстро растут, равно как и риски, связанные с хакерскими атаками. Суммарный ущерб от зловредных действий втрое (!) превышает убытки от всех стихийных бедствий (кроме lockdown), как отметил г-н Кузьмич, угрозы стремительно развиваются, для ответа на них нужны проактивные — а не реактивные! — действия службы безопасности и изменения пользовательских привычек.
Массовая популяризация решений, новых для большинства переходящих в режим «удаленки», — «облачных» сервисов, средств онлайн-коммуникаций и т. д., — требуют дополнительных мер по защите, как отметил Сергей Марцынкьян, руководитель отдела продуктового маркетинга для корпоративного бизнеса «Лаборатории Касперского», компании хотят быть уверены, что данные остаются под защитой и совместная работа в удалённом режиме соответствует требованиям безопасности.
Источник: Александр Маляревский