20 апреля 2020 г.

Смартфоны наиболее динамичны, происходящее в этом сегменте позволяет предвосхитить тренды «большого ИТ», которые находятся в стадии формирования. Конечно, тренды не будут зеркальными, но их отражения в других сегментах можно оценить довольно просто.

Некоторые цифры

Общие данные за первый квартал от IDC и Gartner пока отсутствуют. Однако некоторые компании уже обнародовали интересные цифры.

Что же происходило на рынках, которые уже испытали нагрузку от пандемии и мер по ее противостоянию? Там предсказуемо все не очень хорошо. Например, отгрузки мобильных телефонов в Китае за март текущего года — а этот месяц был очень сложным для КНР и для всей экономики Поднебесной — оказались на 23,3% меньше в годовом исчислении, по данным Китайской академии информационных технологий и связи (CAICT). В данном случае важно, что пропорционально снижается «видовое разнообразие» в сегменте: за март в Китае выпущено на четверть меньше новых моделей, чем за аналогичный период прошлого года, по данным Министерства промышленности и информационных технологий КНР. Однако ИТ-рынок уже нащупывает точки роста, о чем CRN/RE писал.

На российском рынке интересные данные открыла МТС, по данным которой продажи смартфонов возросли на 13% в денежном выражении в сравнении год к году! Существенным фактором роста в данном случае стал аномальный рост спроса на премиальные смартфоны: за квартал количество проданных моделей стоимостью больше 100 тыс. руб. выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это привело к росту среднего чека, который составил 16 936 руб., увеличившись на 4%. Пятерка брендов в натуральном выражении выглядит так: Honor (26,2%), Samsung (23,1%), Xiaomi (18,3%), Apple (10,1%) и Huawei (6,3%). Однако, в денежном выражении все совершенно иначе: выразительно лидирует Apple (34,1%), за ним идет Samsung (24,8%), а дальше Honor (17,3%), Xiaomi (12,6%) и Huawei (4,4%).

Однако все это было в «довирусные» времена на российском рынке, когда и нефть была заметно дороже. По мере осознания ситуации абоненты быстро изменили профиль потребления. Например, в элитном сегменте со стоимостью «трубок» более ста тысяч самые популярные модели — Apple iPhone 11 Pro и iPhone 11 Pro Max — до середины марта в основном приобретали в кредит (порядка 60%), а во второй половине процент «кредитных» аппаратов упал вдвое (!), и более 70% премиальных моделей уже покупали за наличный расчет. Это очень показательно, и об этом мы еще поговорим ниже.

Какие выводы «для большого ИТ»?

Напрямую «портировать» происходящее в сегменте смартфонов на другие рынки — в том числе, корпоративные — нельзя, так как сильна специфика: консервативность (новые технологии годами пробивают себе дорогу), проектные поставки (они длятся кварталами) и т.д. Кроме того, сейчас будут сильны различия между вертикальными рынками, например, HoReCa и авиакомпании будут чувствовать себя хуже, чем энергетика и банки, но бизнес последних тоже пострадает. Итак, какие общие рамочные выводы можно сделать для рынка в целом?

+ Рынок снизится значительно, но не драматично. Скорее всего, спад в В2В и в В2С будет одного порядка по глубине, следовательно, глубина падения вряд ли превысит 20% в пределах краткосрочного горизонта, точные цифры зависят от сегмента и, главное, от длительности пандемии.

+ Снизится острота конкуренции. Это видно по снижению количества анонсирования новых моделей в китайском сегменте, но, заметим, там не ушла с рынка ни одна компания-производитель. В остальных сегментах многие компании уйдут с рынка из-за кризиса, поэтому на момент возрождения деловой активности конкуренция среди оставшихся уже не будет настолько острой. Как следствие, не приходится ждать особой активности в деле «цифровой трансформации».

+ Процессы «трансформации» — драйвер конкуренции в корпоративном сегменте — хотя и снизят интенсивность, но не будут обнулены. Структуры, начавшие трансформацию в «довирусные» времена, и вряд ли будут бросать изменения на полпути, замораживая средства, уже вложенные в оборудование и оптимизацию бизнес-процессов. Этим рынок В2В будет отличаться от В2С, где ничего похожего на «цифровую трансформацию» пока быть просто не может.

+ Пострадают все покупатели, но степень проблем будет разная. Поэтому стоит ждать сильных различий внутри вертикальных рынков — в каждом сегменте, даже самого пострадавшем, будет некоторое количество корпоративных пользователей, в силу тех или иных обстоятельств вышедших их кризиса «при деньгах» и сохранивших активы. Эти структуры будут расширять бизнес всеми способами: от покупки ослабевших конкурентов до продолжения собственной «цифровой трансформации». Заметим, что в любом случае компаниям потребуется дополнительное оборудование и новые услуги: например, «сшить» в единую систему две ИТ-инфраструктуры — свою и поглощенного конкурента — не так просто.

+ Оборудование взамен вышедшего из строя приобретать, конечно, будут как частные пользователи, так и корпоративные. Однако «моральное устаревание» вряд ли будет драйвером, сравнимым с недавними временами. Меньше людей будет приобретать новый смартфон только потому, что он моднее имеющегося, меньше компаний будут менять парк оборудования только потому, что покупку нового обуславливает лишь «моральное устаревание» старого.

+ Игрокам канала стоит делать акцент на продвижение продукции лидеров. На пятерку лидеров рынка смартфонов, по данным МТС, в натуральном выражении пришлось 84% квартальных продаж, а в денежном — 93,2%. На других рынках процессы не столь выразительны — не в каждом сегменте есть «свой Apple» и «свой Samsung» — но аналогичные процессы идут везде.

+ Склад можно комплектовать спокойно — ведь вендоры предсказуемо не будут спешить с выводом на рынок новинок. Однако динамика процессов тут будет лишь снижена, остановки не будет, даже в сложном марте китайские вендоры представляли новые модели, в более спокойные времена с новинками будет получше. Однако, о «price protection» помнить все же следует — никто не может предсказать, когда начнется «разморозка» рынка и с какой динамикой она будет происходить.

Заметим, что для российского рынка будут свои особенности. Например, тут крайне важны B2G-продажи, так как огосударствление экономики зашло очень далеко, но при этом, например, практически не важны колебания акций на бирже, так как этот инструмент задействован у малого количества национальных компаний, да и то по большей части за пределами национальной экономики.

Мы ограничились рассмотрением наиболее универсальных моментов, которые, тем не менее, на российском рынке будут актуальны.

Вместо заключения

Как позволяют предположить данные по рынку смартфонов, рынку ИТ хоть и предстоят непростые времена из-за падения спроса — причем тут будут действовать одновременно несколько механизмов — но в целом коллапса ждать не стоит. Заметим, мы говорим о канале, то есть о продаже товаров, если вспомнить, что сейчас появляется широкий фронт работ под новые услуги, о некоторых из которых CRN/RE писал, то оснований для пессимизма в ИТ-сегменте станет еще меньше, без учета «черных лебедей», которые возможны всегда.

Источник: Александр Маляревский