21 апреля 2020 г.
В России работа из дома пока не стала массовой: по официальным данным, которые 15 апреля озвучил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. в дистанционном режиме трудятся не более 7,5% от общего числа работающих россиян. Структура рынка труда в США принципиально иная: там, по приводимым The Harris Poll сведениям, уже в марте 51% всех работников перешли на удалёнку. Любопытно, что отношение к дистанционной занятости у сотрудников отечественных и американских компаний при внешней несхожести оказывается не таким уж различным, если копнуть поглубже.
Недавний опрос банка «Открытие» показал, что работа на удалёнке большинство россиян, мягко говоря, не вдохновляет. Лишь 22% респондентов заявили, что в домашних условиях им работается отлично. Примерно столько же — 21% — более или менее приноровились к трудовой деятельности в режиме домашнего офиса, однако считают, что в офисе традиционном им бы работалось лучше. Наконец, примерно для 19% опрошенных дистанционное исполнение своих обязанностей — откровенно плохой вариант; по тем или иным причинам справляться с работой из дома у них не выходит. Ещё 6% участников опроса продолжали ходить на работу на момент его проведения, а 5% и до введения режима самоизоляции трудились на удалёнке, — для них вообще мало что изменилось. Итого выходит, что в целом не прочь работать из дома лишь 48% россиян.
В США ситуация иная: 65% опрошенных The Harris Poll заявили, что производительность их труда увеличилась после перехода на дистанционную занятость. Причины тут самые разные: например, 80% респондентов отметили, что дома у них выходит лучше сосредоточиться на работе, поскольку коллегам теперь сложнее отвлекать их от дела в реалиях виртуализованных коммуникаций. Для 77% стала чрезвычайно привлекательной сама возможность планировать свой трудовой день свободно, не привязываясь к фиксированному интервалу с 9 до 5. Наконец-то «жаворонки» получили шанс убедиться, что утренняя вялость и непродуктивность «сов» — следствие не нерадивости или лени, но принципиально иного биологического ритма!
Впрочем, избыточная оптимистичность американского взгляда на работу из дома по сравнению с российским может в итоге сводиться к банальному фактору бытовых условий: наши соотечественники, перефразируя классика, в общем, не так уж и против удалёнки, — квартирный вопрос только испортил их. Учитывая серьёзную разницу в жилищных условиях между «белыми воротничками» в США и РФ, вряд ли стоит сомневаться, что перешедший на дистанционную занятость обитатель среднего американского пригорода без труда отыщет в своём частном доме подходящее место для комфортной организации рабочего места, — тогда как его российский товарищ по несчастью в подавляющем большинстве случаев вынужден ютиться с ноутбуком где-нибудь на кухне.
В пользу этого соображения говорит тот факт, что 66% опрошенных The Harris Poll американцев признались: будь у них выбор прямо сейчас, они всё же вернулись бы из дома в офис; в крайнем случае — в коворкинговое пространство, где отвлекающих от трудовой деятельности факторов всё же существенно меньше. Оказывается, 42% респондентов скучают на удалёнке по сослуживцам — да-да, по тем самым, об отсутствии помех со стороны которых как о безусловном благе отзывались чуть выше 80% участников того же опроса. По признанию 27% ответивших, дома они работают больше 40 привычных часов в неделю, при этом 26% отметили, что справляются с рутинными задачами быстрее, чем в офисе. В целом выходит, что больше половины американцев — как и россиян — всё же предпочли бы не смешивать работу и дом, даже осознавая все положительные стороны удалёнки.
С точки же зрения работодателей в американском исследовании особенно интересен следующий факт: 71% респондентов не ощущают усиления давления на них со стороны начальства, — иными словами, их не вынуждают непрерывно доказывать, что они действительно заняты делом как минимум по 8 часов на протяжении каждого рабочего дня. Невзирая на то, что продажи ПО для контроля поведения сотрудников на удалёнке заметно выросли, возможность в любой момент сделать снимок экрана ПК подчинённого через TeamViewer либо сфотографировать его самого камерой ноутбука через Sneek росту производительности труда, как выясняется, не способствует. Те, кто готов трудиться из дома продуктивно (а их около половины от общего числа «белых воротничков» и в США, и в РФ, как можно видеть), будут демонстрировать достойные результаты и без назойливых вторжений босса в их домашнее, пусть даже ставшее временно офисным, пространство.
Тем же, кто в принципе не способен сосредоточиться в родных стенах на корпоративных проблемах, и откровенное понукание не поможет, — разве что ещё глубже ввергнет в пучины стресса и фрустрации. Как свидетельствует свежее исследование, проведённое разработчиком ПО персонального тайм-менеджмента RescueTime среди пользователей своего продукта, при переходе на удалёнку объективно увеличивается время, проводимое людьми за работой (на 4% в сутки), и одновременно сокращается время на деловые коммуникации (на целых 18%). В распределённом офисе рост производительности труда приветствующих удалёнку сотрудников компенсирует сниженную продуктивность их менее склонных к работе из дома коллег, — и в целом организация продолжает функционировать в прежнем режиме.
Вполне вероятно, что по итогам нынешней пандемии немало компаний по всему миру перейдут на смешанный режим занятости, оставив на удалёнке тех, кто делом доказал свою эффективность, и вернув в привычные офисы лишь около половины персонала. Грустные новости для арендодателей, ибо спрос на офисные площади грозит вследствие этого фактически уполовиниться, — зато безусловный позитив с точки зрения неизбежной оптимизации бизнес-процессов в посткоронавирусных реалиях.
Источник: Максим Белоус, crn.ru