22 мая 2020 г.
Два месяца назад вынужденный перевод сотрудников на удалёнку воспринимался подавляющим большинством работодателей если не как катастрофа, то уж определённо как временное досадное неудобство. Теперь ситуация изменилась: крупнейшие ИТ-компании мира готовятся продолжать работу в дистанционном режиме как минимум до начала четвёртого квартала, а то и рассматривают возможность перманентной организации распределённого (прежде всего, по домам и квартирам сотрудников) офиса.
Так, официальный представитель Google подтвердил агентству Bloomberg, что компания уже настраивает основную массу наёмного персонала на дистанционную занятость как минимум до начала 2021 г. В настоящее время в офисах Интернет-гиганта по всему миру трудятся не более 5% от общего числа сотрудников, которое превышает в глобальном масштабе 100 тыс. человек (только в штате, без учёта контрактников), и к концу лета эта доля в любом случае вряд ли выйдет за 15%, — даже если распространение COVID-19 будет уверенно сдержано. Руководство Facebook уведомило свой персонал, что все, чьё присутствие в офисе не является решительно необходимым, вольны по собственному усмотрению продолжать работать из дома как минимум до конца текущего года, даже если требования самоизоляции и социального дистанцирования будут отменены властями раньше.
Подобные решения руководства крупных компаний напрямую не связаны со стремлением сэкономить на аренде площадей: пока никакой информации о сокращении числа посадочных мест в офисах Coinbase. Facebook, Google, Shopify и прочих возлюбивших удалёнку ИТ-корпораций не поступало. Хотя в перспективе подобные шаги вполне возможны: Марк Цукерберг предположил в недавнем интервью, что уже в перспективе ближайших пяти-десяти лет более половины всего
Кремниевая долина за десятилетия бурного роста ИТ-отрасли стала чрезвычайно дорогим местом для проживания, так что перевод офисов в распределённый режим для многих американских ИТ-компаний будет означать не только экономию на аренде зданий (либо постройке собственных), но и сокращение зарплатного фонда. По статистике, которую приводит Forbes, 44% американцев, имеющих отношение к индустрии высоких технологий, согласны поступиться десятой долей своих окладов, лишь бы только продолжать работать из дома и после победы над коронавирусом. Правда, примерно столько же (32%) решительно не настроены терять в доходах, и если работодатель предложит им оставаться дома в обмен на урезание зарплаты, сразу же примутся подыскивать себе новое место.
Согласно данным исследования Prodoscore, проводившегося на базе 30 тыс. пользователей этого способствующего росту продуктивности приложения в США с марта по май, 47% перешедших на удалёнку «белых воротничков» увеличили производительность своего труда. Дистанционная занятость способствовала более эффективному использованию цифровых инструментов, на адекватное овладение которыми в рутинных офисных обстоятельствах у многих сотрудников никак не находилось времени. К примеру, CRM-системы участники исследования стали заметно чаще применять на удалёнке (на 176%), и даже прибегать к старым добрым электронным письмам — на 57% чаще. Ещё более впечатляющим оказался рост частоты телефонных звонков (230%), а вот обращение к текстовым мессенджерам приросло всего лишь на 9%.
Интересный вывод делают эксперты Prodoscore из того факта, что применение календарных приложений сократилось за время вынужденной самоизоляции на 22%. По мнению аналитиков, реже обращаться к цифровым календарям наёмные работники стали по причине снижения частоты всевозможных совещаний — которые, как не раз уже отмечалось, нередко лишь вредят нормальному течению бизнес-процессов. Тем самым сокращение использования цифровых расписаний также можно рассматривать как индикатор роста продуктивности дистанционно занятого персонала.
Исследование подтвердило, что и на удалёнке людям проще примерно выдерживать привычный деловой ритм «от 9 до 5»: в среднем его участники начинали свой трудовой день из дома в 08:32 и заканчивали в 17:38. При этом наиболее продуктивными днями недели ожидаемо оказались вторник, среда и четверг (именно в этом порядке, по убыванию продуктивности), а самым пропащим с точки зрения производительности труда — разумеется, пятница. В течение рабочего дня, отмечают аналитики, «золотой период» наиболее эффективной работы в среднем продолжается от 10:30 до 15:00, при этом необходимое сотруднику время на раскачку и выход на плато продуктивности занимает (в зависимости от дня недели) от 1 до 3 часов ежесуточно.
Консультанты по организации распределённой работы — есть теперь и такое направление деятельности, и чем дальше, тем более востребованное — советуют на электронных страницах Forbes и работодателям, и работникам обращать внимание на три ключевых аспекта новой трудовой реальности:
- Создать зону физического комфорта. Офисное кресло с хорошей поддержкой поясницы и спины прекрасно подходит для того, чтобы просидеть перед компьютеров восемь часов кряду с небольшими перерывами на разминку и приём пищи. Завести его в ставшем частью распределённого офиса доме важнее даже, чем обновить не слишком быстрый Интернет-центр или подключить к рабочему ноутбуку удобный большой монитор. Альтернативный вариант — высокая конторка для работы стоя: она позволяет обойтись вовсе без кресла, однако для продуктивной многочасовой работы за ней требуется привычка.
- Провести чёткие границы. Практика показывает: с толком расходуемое нерабочее время ничуть не менее важно для поддержания высокой продуктивности, чем рабочее. Постоянное напряжение приводит к выгоранию, и рабочий континуум необходимо отгородить от домашнего окружения и домашних забот как в пространстве, так и во времени. В российских стеснённых квартирных условиях это сделать сложнее, чем американцам с их обширными домами, но следует приложить максимум усилий к тому, чтобы в рабочее время по возможности не отвлекаться ни ни какие посторонние по отношению к работе дела.
- Поддерживать связь с коллегами. Курилка, кулер с водой в коридоре, общий для всего департамента принтер — важнейшие для создания рабочей атмосферы локации в офисе: именно там сталкиваются люди из совершенно разных подразделений и с разными взглядами на бизнес-процессы. Именно там в незначимых вроде бы разговорах и случайных беседах зарождаются зёрна креативных озарений, способные позже развиться в подлинно прорывные идеи. Поэтому даже в распределённом офисе следует выделять некоторое время (сразу после перерыва на обед, скажем) на непринуждённую, беспредметную болтовню в Skype, Zoom или ином средстве организации совместной работы.
И, самое главное, помните: Работать на удалёнке — не значит работать в самоизоляции. Один в доме не офис!
Источник: Максим Белоус, crn.ru