26 мая 2020 г.
Пандемия COVID-19 заставила каждого жителя РФ осознать растущую роль информационных систем в повседневной жизни и задаться вопросом, насколько мы продвинулись на пути к цифровому обществу. Во время карантина веб-ресурсы вроде портала госуслуг или сайта Роспотребнадзора превратились в критически важные инструменты, а переход россиян на удаленку проверил на прочность качество услуг ШПД, степень оснащенности населения устройствами, навыки и компетенции в ИТ — не только специалистов, но и обывателей. Переход российских учебных заведений в дистанционный режим — это яркий пример недостаточного прогресса на пути цифровизации страны.
Пик пандемии (а возможно, только ее первого этапа) пришелся на конец учебного года и обнаружил неготовность российских школ к резким переменам. Технологические решения, которые лежали в основе дистанта, подвели всех участников образовательного процесса: абсолютное большинство опрошенных различными источниками педагогов, родителей и учащихся назвали проблемы технического характера основной причиной своего разочарования в дистанционном обучении. Им пришлось столкнуться с низким качеством видеоконференцсвязи, нестабильной работой рекомендованных образовательных веб-ресурсов, недоступностью методических и учебных материалов, разрозненностью технологических платформ. Вероятно, конец
Срез общественного мнения подтверждает, что все причастные к школьному образованию с нетерпением ждут, когда все вернется на круги своя, и школа будет работать в привычном режиме, забыв дистант как страшный сон. Значит ли это, что российские школы не созданы для полностью удаленного режима? Возможна ли в целом успешная цифровизация российского образования? Все говорит о том, что первая попытка всеобщего дистанционного образования в России провалилась, но она позволила в реальных условиях оценить масштаб проблем и пути их решения — и это можно считать хорошей новостью.
COVID-19 — реальный стресс-тест концепции дистанционного обучения
«Обкатка» существующей концепции дистанционного образования продемонстрировала, что страна, заявляя и реализуя несколько лет соответствующие национальные проекты по цифровизации, оказалась не готова, и концепция дистанционного образования требует улучшений. Хорошая новость заключается в том, что обнаруженные системные проблемы дают возможность устранить «уязвимости» и «узкие места», мешающие цифровой трансформации российского образования. В частности, таковыми оказалась недооснащенность семей и преподавателей устройствами для полноценной удаленной работы, недостаточная степень проникновения ШПД в регионах, неготовность публичных веб-ресурсов и операторов к резкому всплеску нагрузки. Уже сейчас, оценив на реальном «кейсе» границы возможностей существующей инфраструктуры, профильные ведомства, разработчики, инфраструктурные игроки смогут учесть приобретенные знания при правильном проектировании единой платформы дистанционного образования, закладывая уже известные риски и адекватно рассчитывая размер инвестиций, необходимый для полноценной реализации дистанта.
Веб-ресурсы — критичный элемент платформы онлайн-обучения
Во время пандемии публичные веб-ресурсы превращаются из привычных информационных порталов в критически важные. В частности, резкий всплеск обращений к порталу госуслуг, связанный с оформлением пособий на детей, парализовал работу сайта, так как последний изначально не был спроектирован с учетом подобного массового наплыва пользователей.
В случае с дистанционным образованием проблемы доступности веб-ресурсов и контента также серьезно влияли на непрерывность образовательного процесса. Веб-ресурсы электронных дневников и классных журналов не всегда справлялись с резко возросшей нагрузкой. Педагоги были вынуждены тратить на подготовку к уроку намного больше времени, ссылаясь на отсутствие достаточного количества готовых методических и интерактивных материалов, адаптированных к режиму дистанционного обучения. В ответ на этот вызов Министерство просвещения во второй половине апреля запустило проект «Моя школа в online»: учебные материалы были подготовлены централизованно, по федеральному образовательному стандарту, с интеграцией с проверочными модулями на портале «Российская электронная школа». Это облегчило подготовку к ЕГЭ и ОГЭ с учетом ограничений дистанта; потеря целого поколения выпускников из-за невозможности сдать государственные экзамены превратилась бы в реальную потерю части ВВП через несколько лет. Образовательные веб-ресурсы, таким образом, превратились в стратегически важные для РФ, и проблемы с реализацией дистанта в этом году подчеркнули важность централизованной подготовки обучающего контента и стабильной работы веб-ресурсов даже в условиях пиковых нагрузок.
Дистант — толчок к развитию граничных облачных вычислений в России
Проникновение ШПД в России на конец 2019 года составило 60% — это означает, что высокая скорость передачи данных, необходимая для реализации привычного образовательного процесса в онлайне, доступна чуть более чем половине населения страны. Качество видеоконференцсвязи, необходимое для проведения занятий в удаленном режиме, априори недостижимо для жителей удаленных населенных пунктов или абонентов без ШПД. Министерству просвещения пришлось справляться с проблемой нестандартными способами — например, организовывать доставку образовательного контента не только через веб-ресурсы, но и через телевещание. Кажется, что задача доставки контента была таким образом решена, но она не закрыла потребность в интерактиве: взаимодействие школьников с педагогами в этом случае все равно должно осуществляться в вебе.
Для большинства сервисов видеоконференцсвязи, которые используются для проведения занятий, характерна централизованная архитектура, в то время как для высокой скорости передачи данных пользователь должен быть как можно ближе к серверу обработки видеопотоков. С каждым «хопом» задержка увеличивается, и это приводит к «подтормаживаниям» и отказам видеосвязи. В концепции российского дистанта, предполагающей сохранение «живого» контакта между участниками в реальном времени, роль качества и стабильности видеосервисов возрастает. Недавно начавшая развиваться в сетях доставки контента технология граничных облачных вычислений (Edge Cloud Computing) предполагает перенос вычислительных мощностей ближе к границе сети (конечному пользователю), чтобы улучшить время отклика и оптимизировать использование полосы пропускания. Если разработчики единой платформы дистанционного образования примут во внимание болезненный опыт этого учебного года, то появится реальный, реализуемый в ближайшее время use case для граничных облачных вычислений.
Удаленка forever
Методически российская школа предполагает «оффлайн-формат». И хотя после окончания карантина большинство педагогов и учеников с радостью вернутся в обычную школу, для многих детей «удаленка» никуда не исчезнет. Это ученики на больничном, маломобильные дети-инвалиды, ученики малокомплектных школ. Условия самоизоляции и проблемы дистанта подчеркнули, что стабильность платформ дистанционного образования — это необходимое условие образовательного процесса, и при должной реализации дистанционное обучение может дополнить очную форму обучения. Это уравняет в возможностях детей с ограниченными возможностями или учеников малокоплектных школ, испытывающих дефицит педагогических кадров. Их «виртуальное» присутствие на уроках благодаря живым трансляциям и интерактивных инструментам решает проблему «отстающих» и дает равные шансы на качественное образование. Проблемы, с которыми столкнулись на удаленке абсолютно все, к сожалению, всегда существуют для этих групп детей, и провал дистанта в масштабе всей страны позволил приоритезировать их для дальнейшего решения.
Перспективы асинхронного и непрерывного образования
Переходя на дистант, школы фактически один-в-один перенесли существующий «оффлайновый» подход в онлайн. Традиционный образовательный процесс предполагает постоянный контакт и контроль полученных знаний не только после, но и во время занятия. Именно поэтому качество видеоконференц-связи играло такую важную роль: сессии через Skype или Zoom позволяли воспроизводить привычную для всех среду урока и сохранить наработанные методические подходы.
Тем не менее, многие коммерческие платформы онлайн-образования продемонстрировали мощный скачок популярности за время карантина: за первый месяц карантина трафик этих веб-ресурсов вырос на 34 п.п., а относительно начала марта увеличился более чем вдвое.
Известные всем образовательные платформы, например, «Фоксфорд» или «Нетология», построены на концепции асинхронного образования: учащийся потребляет материал в удобное время и затем проходит проверку. Асинхронное образование дает возможность стимулировать самоорганизацию детей и их навык коммуникации, если предоставить им достаточные технические возможности и контент, снижая нагрузку на педагогов. Учителя же могут стать более толерантными к использованию цифровых технологий, использовать новые механики, снизить нагрузку, связанную с подготовкой уроков, повысить компетентность в ИТ-инструментах.
С точки зрения технологий синхронная доставка контента, включая видео, материалы, тесты будет меньшим грузом для сетевой инфраструктуры, нежели интерактивный процесс в реальном времени: инфраструктура для передачи «тяжелого» видео- и интерактивного контента по запросу требует гораздо меньше инвестиций для развертывания и масштабирования инфраструктуры.
У дистанта есть шанс
Пандемия COVID-19 повлияла на всех, кто вовлечен в проектирование, поддержку или использование платформ дистанционного образования. Существующие решения и подходы перестраиваются к новым реалиям. Властям придется обратить внимание на проблему цифрового неравенства, которая поставила под вопрос саму возможность использовать принципы дистанционного обучения. Инфраструктурные игроки и разработчики должны выработать оптимальные или новаторские решения, уже учитывая неудачный опыт. Граждане признали, что технологии трансформируют все без исключения аспекты жизни и влияют на опыт использования. Неудачный старт всеобщего дистанционного образования способствовал началу многоуровневого диалога между властями, профсообществом, гражданами, поставщиками и интеграторами технологий — это, возможно, пока лучший урок, который мы смогли вынести из карантина.
Источник: Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX