16 июня 2020 г.
Аксессуарам уделяют не так много внимания по сравнению с другими категориями товаров на рынке цифровой техники. Тем не менее, это значительная часть мирового рынка и серьезная составляющая бизнеса. Аксессуары — традиционно прибыльный товар, имеющий стабильный спрос и хороший «запас прочности», поэтому интерес к нему, как и к другим высокомаржинальным продуктам, особенно возрастает в кризисные периоды.
С чего все начиналось
Как отдельный сегмент рынок аксессуаров начал формироваться в 2006 году. Появились мобильные устройства: телефоны, ноутбуки, — и их надо было в чем-то носить. Плюс цифровая фототехника стала более доступной и простой — для нее тоже нужны были сумки и прочие аксессуары. Но тогда еще к этому направлению бизнеса не относились серьезно, он был факультативным, а вот начиная с 2008 года, когда произошел экономический кризис, важность наличия аксессуарного бизнеса ощутили почти все участники рынка.Доля рынка аксессуаров
По прогнозу Deloitte, в 2020 году объем рынка аксессуаров, включая носимые устройства, в денежном выражении составит более 20% от объема мирового рынка смартфонов. А если учитывать, что стоимость аксессуаров гораздо ниже стоимости смартфонов, то можно предположить, какое огромное количество товара перемещается по миру: из Китая — в магазины, из магазинов — в дома пользователей.
Аксессуарный бизнес — это большой бизнес на маленьких вещах. У него высокая маржинальность, но есть и своя специфика, которую важно учитывать. Этот бизнес имеет относительно низкую стоимость входа, поэтому привлекает многих игроков, которые вкладывают деньги в производство и дистрибуцию таких товаров. Однако управление аксессуарными продуктовыми линейками требует аккуратного и основательного подхода, как и крупная техника. Например, если закупать в больших количествах и без оглядки на смену модельного ряда, то можно получить склады невостребованной продукции.
Oсобенности дистрибуции аксессуаров
Важная особенность аксессуаров — это комплиментарность продуктов. С одной стороны, это хорошо, так как к одному устройству можно продать до десяти аксессуаров. С другой — это риск: если не продается основное устройство, то и спрос на аксессуары к нему нулевой.
Еще одна из особенностей, даже если не говорить о технических параметрах и габаритах продуктов, — это зависимость от вкуса людей. Одному нравится красный в клетку, другому — синий в горошек, и иногда вкусовые предпочтения наших конечных потребителей могут быть совершенно непредсказуемыми.
Тем не менее, у аксессуарного бизнеса есть и очевидные преимущества. Например, широкие возможности продажи одних и тех же товаров в совершенно разнообразных каналах. Аксессуары можно продавать везде: это могут быть как традиционные каналы, такие как салоны мобильной связи или магазины БТиЭ, так и продуктовые магазины, гипермаркеты, магазины одежды или спортивных товаров, супермаркеты DIY и многие другие. И, бесспорно, все большую важность в аксессуарном бизнесе приобретает канал онлайн-продаж.
Перспективы на фоне кризиса
Аксессуарный бизнес, благодаря универсальности с точки зрения каналов сбыта и широты ассортимента, позволяет демпфировать колебания покупательского спроса и удерживать объемы продаж на хорошем уровне. Могут падать продажи по одной продуктовой категории, и при этом растущий спрос на другие линейки балансирует весь бизнес.
Например, во
При этом более чем на 50% сократились продажи портативных аккумуляторов, видеорегистраторов, дронов, экшен-камер и умных чемоданов — то есть товаров, связанных с перемещениями, путешествиями и активностями на свежем воздухе, хотя обычно спрос на них вырастал именно весной и в начале лета.
Сейчас преждевременно делать какие-либо выводы о том, как будет развиваться бизнес в 2020 году, но уже заметны тренды изменения рынка в части каналов продаж. Мы видим взрывной рост онлайн-продаж из-за карантинных ограничений, когда у офлайн-ритейлеров были закрыты магазины. Уровень продаж сохранили и прирастили только те игроки, которые либо изначально были сильны в онлайн, либо быстро смогли перестроиться. Мы сейчас тоже активно занимаемся расширением бизнеса в онлайн-каналах. Эта задача была и без вмешательства вируса, но он просто все ускорил.
Источник: Ольга Полоновская, руководитель департамента аксессуаров diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ)