29 июня 2020 г.
«Владельцы крупнейших цифровых платформ диктуют производителям товаров и услуг, реализуемых с помощью таких платформ, свои условия, заставляя платить за услугу по реализации товара до 30% от его стоимости, — пишет ФАС РФ на своей странице в Facebook. — Для регулирования этой сферы и пресечения возможных нарушений на цифровых рынках, антимонопольщики подготовили проект „пятого антимонопольного пакета“, который находится сейчас на рассмотрении в Правительстве».
Далее ФАС поясняет, что такой «пятый антимонопольный пакет».
В законе «О защите конкуренции» должны появиться новые критерии «доминирующего положения»:
- владение инфраструктурой (программой или программами для ЭВМ), которая используется для заключения сделок продавцов и покупателей;
- сетевые эффекты;
- доля более 35% на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок.
ФАС считает, что законопроект не будет препятствовать работе цифровых платформ. Но при условии доминирующего положения на рынке компанию заставят работать с учетом антимонопольных правил (запрет на дискриминацию отдельных клиентов, запрет монопольно высокой цены на оказываемые услуги и т.п.).
При оценке рыночной власти на ИТ-рынках необходимо принимать во внимание прямые и косвенные сетевые эффекты, параллельной использование нескольких онлайн-сервисов и возможность переключения, масштаб эффекта, доступ к конкурентно-актуальным данным и роль инноваций, пишет ФАС. Под «сетевыми эффектами» имеется в виду зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей. Яркий пример тут — соцсети.
Положения законопроекта не будут распространяться на компании с годовой выручкой менее 400 млн руб. Механизмы регулирования будут относиться только к тем, кто имеет существенный оборот и может оказывать влияние на рынок.
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ», поддерживает инициативу ФАС: «Как мне кажется, мы до сих пор несколько недооцениваем важность недопущения монополизма глобальных цифровых платформ. Помимо непосредственно диктата цен со стороны монополиста, владеющего одной из немногих глобальных торговых площадок, существует объективный риск формирования таким монополистом общественного мнения, моральных ценностей, правил поведения. Объективно это прямой путь к обеспечению господства в политической сфере, продвижения своего ставленника во главе национального движения, избрания его на пост руководителя государства. Это рассуждение справедливо по отношению к владельцам цифровых платформ в США и Китае, и это не менее справедливо для России. Нельзя доверять формирование какой-либо национальной базы данных всех граждан страны частному владельцу цифровой платформы, это слишком опасно как для населения, так и для государства».
«Инициатива ФАС обсуждается не первый год, и в целом сообществом российских разработчиков ПО воспринимается положительно, — говорит Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП „Отечественный софт“. — С одной стороны, критику вызывает ценовой диктат мировых ИТ-гигантов (реклама, плата за реализацию приложений через площадки и т.д.) и риски санкционных действий в отношении отечественных пользователей. С другой стороны, крупнейшие технологические компании владеют данными миллиардов людей по всему миру, и российских граждан в том числе, и могут распоряжаться имеющимися у них огромными базами данных как угодно. ФАС своевременно включилась в общемировой тренд использования антимонопольного законодательства для борьбы с доминирующим положением цифровых гигантов. Ранее принятие пакета тормозило влияние глобального бизнеса, не желающего отказываться от монопольных прибылей на российском рынке. Но поступательная политика властей в части импортозамещения позволила вернуться к регулированию цифрового рынка. Поправки позволят более активно реагировать на вызовы цифровой экономики: укреплять информационный суверенитет нашей страны, усиливать контроль за утечкой данных, противодействовать дискриминационным условиям доступа к платформам, предотвращать концентрацию бизнеса в руках мировых гигантов и регулировать ценовую политику торговых площадок. Все это также поможет российским игрокам укрепить свои позиции на национальном рынке, а наиболее сильным технологическим компаниям выйти на международный уровень».
Источник: Редакционный материал