29 июня 2020 г.
Бизнес предпочитает работать с «более надежными» бумажными носителями, и считает, что электронные сервисы — это дорого и сложно.
Около половины российских компаний не используют возможности электронного документооборота. Ключевая причина недоверия к электронным бумагам — их считают ненадежными, а сервисы для их поддержки — дорогими и сложными для освоения. Об этом говорят результаты исследования сервиса для малого и среднего бизнеса «БухСофт», проведенного среди представителей 4 300 компаний.
Почему бизнес не готов к электронному документообороту?
46,1% предпринимателей не обмениваются с контрагентами электронными документами. Более 35% из них ни разу не сталкивались с просьбами контрагентов сделать документооборот электронным.
Более 44% компаний считают, что работать с бумажными носителями надежнее. Для 31,6% слишком дорого регулярно платить за использование одного из сервисов электронного документооборота. А более 15% опрошенных считают специальные программы слишком сложными для освоения.
Как часто компании обмениваются электронными документами?
53,9% компаний используют возможности электронного документооборота. Однако более 46% из них обмениваются бумагами таким способом менее 5 раз в месяц. При этом 64,3% дублируют документы в бумажном виде.
Сколько контрагентов поддерживают электронный документооборот?
У 61% компаний, использующих электронный документооборот, «очень мало» контрагентов — единомышленников в вопросе выбора формата обмена бумагами. Лишь у 14% большинство контрагентов поддерживают возможности облачного обмена. У 25% опрошенных — таких контрагентов около половины.
По мнению 59,5% компаний, работающих с облачными сервисами документооборота, подавляющее большинство контрагентов не готово к ИТ-решениям в этой сфере.
Сколько компаний готовы начать вести электронный документооборот?
Около 29% бизнеса, пока не использующего облачные решения для оборота документов, задумываются о внедрении таких решений и отказе от бумажных носителей.
«Государство прилагает немалые усилия для того, чтобы сделать документооборот облачным. Часть отчетности уже стала электронной, и за подачу некоторых деклараций в бумажном виде бизнесу грозят штрафы. Поэтому в части обязательных отчетов прогресс налицо. Однако помимо „обязаловки“ есть масса других документов, которые можно использовать электронно: предприниматели вправе отправлять и получать по интернету накладные, счета-фактуры, акты, договоры. Все это должно упрощать их жизнь, но они находят множество причин, почему стоит придерживаться бумажного документооборота», — говорит Наталия Андреева, руководитель сервиса «БухСофт».
Как государство инициирует переход к электронному документообороту
С 2014 декларации по НДС принимаются только через интернет. С 2017 отчетность по страховым взносам также нужно сдавать электронно, если численность штата составляет более 25 сотрудников (позже эта планка была снижена до 10 сотрудников). С 2019 предпринимателей обязывают заводить электронные трудовые книжки работников. С 2020 года бухгалтерскую отчетность положено отправлять налоговикам в электронном виде. Исключение сделали лишь для малых предприятий, однако, с 2021 нововведения коснутся и их. Также в мае 2020 стартовал эксперимент по переводу почти всей кадровой документации в электронный формат.
Источник: Пресс-служба компании «БухСофт»