10 августа 2020 г.
Американо-китайская торговая война продолжается, настало время подводить очередные промежуточные итоги. Произошедшие и ожидаемые события настолько интересны, что открывают новые перспективы и заставляют вспомнить предысторию. Что же произошло и к чему это может привести?
Huawei: акцент на «Гармонию»
Huawei объявил о масштабных планах установки Harmony OS на широкий спектр компьютерных и smart-устройств. Это можно рассматривать как «предварительное объявление», а официально про такие планы, судя по всему, будет объявлено в начале осени. На глобальной конференции разработчиков, которая запланирована на
Как видно, компания не рассчитывает на примирение с США. Американские президентские выборы, напомним, состоятся совсем скоро — 3 ноября. Президент Трамп их с высокой вероятностью проиграет, а новая администрация, вероятно, могла бы пойти и на мировую с Huawei. Но китайскому гиганту, как видно, это уже не очень нужно. В собственную платформу вендором вложены такие ресурсы, что проще и дешевле продолжать движение, чем сворачивать проект. Huawei и не собирается сворачивать, наоборот, планы развития крайне амбициозные.
Широкомасштабное вторжение на разные платформы — smart-телевизоры, «умные дисплеи», автомобили и прочие системы, от пользовательских до встраиваемых, от игровых до промышленных — предсказуемо, ведь Harmony OS изначально задумывали как универсальную «операционку», причем сразу на уровне архитектуры. Harmony OS построена на уникальном микроядре, которое создавали «с нуля» разработчики компании. Ядро современное, мощное и нетребовательное к вычислительным ресурсам, в зависимости от «обвеса» дополнительными модулями на его основе можно создавать решения как для «умной лампочки», так и для смартфонов/компьютеров/EDGE-вычислений/etc. Широкие возможности масштабирования «заложены в ДНК» операционной системы, поэтому отказ от экспансии Harmony OS на самых широкий спектр устройств был бы для Huawei крайне нелогичным.
Есть ли основания для оптимизма?
Почему у Harmony OS есть вполне обоснованные надежды на масштабный успех? Тому есть несколько причин.
Во-первых, «операционка» — точнее, платформа — выходит на развитый рынок, на котором все становится «smart». Соответственно, поставщикам решений — для самых различных заказчиков: от автоконцернов до «умных городов» — остро нужно современное универсальное решение для разных классов smart-устройств, именно им и может стать Harmony OS.
Во-вторых, система от Huawei современная, а поэтому лишенная legacy-проблем, которые есть у других платформ, например, Android или Tizen. Разработчики Google и консорциума Tizen также хотят продвинуть свои разработки на различные устройства, от «умных часов» до smart-телевизоров, не говоря уже о промышленных встроенных устройств, но это пока не очень получается, в том числе, и из-за ряда «унаследованных» проблем.
В-третьих, за Harmony OS стоит гигантский Huawei с огромными ресурсами, как финансовыми, так и промышленными — инженерными, производственными и т.д. Более того, вендора поддерживают правительство КНР и ряд крупных китайских компаний. Заметим, что масштабов, вариантов и форматов у такой поддержки может быть множество, а возможности ее масштабирования очень велики.
Наконец, в-четвертых, за Harmony OS стоит мотивированный Huawei. Например, развитие платформы Tizen для Samsung (будем откровенны: это единственная глобальная компания, входящая в консорциум) — одно из направлений деятельности, причем даже не обязательное, в то время как для Huawei создание и продвижение Harmony OS — необходимый элемент для создания собственной экосистемы, без которой компания просто не сможет развиваться дальше.
Второй удар по Google и новые пострадавшие
Американо-китайская торговая война больнее всего бьет по Google, о чем CRN/RE писал. Однако следует вспомнить, что пострадавший от этой войны Google раньше уже страдал от нее же! Чтобы понять это, надо вспомнить про большую предысторию американо-китайского противостояния на рынках цифровых продуктов и сервисов, у которой, судя по всему, будет шумное продолжение.
Причиной для ограничений на продукцию Huawei, которые реализовали США, если помните, были опасения в их безопасности для страны. Но много раньше с такой же мотивацией — опасения в их безопасности для страны — Китай запретил ряд сервисов Google! Произошло это в 2014 году, и с тех пор в КНР заблокирован доступ к поисковику Google, YouTube и другим сервисам компании. И компания из Маунтин-Вью не единственный пострадавший от китайского протекционизма: крупнейший рынок планеты также закрыт для Facebook, причем как для самой социальной сети, так и для других ее проектов — WhatsApp и Instagram. В Поднебесной заблокирован и ряд других приложений, среди которых даже Twitter и безобидный Tinder.
Как видно, угроза блокировки TikTok на территории США «из соображений безопасности», анонсированная Трампом, и все последующие события, с этим связанные, — лишь продолжение противостояния, имеющего уже достаточно протяженную историю. Что характерно, «соображения безопасности» выступают главной официальной причиной масштабных запретов.
Что это значит для российского рынка
Никаких преференций от американо-китайской торговой войны наш локальный рынок не получит, а вот ее нарастание вполне может быть использовано для интенсификации внутреннего импортозамещения. Теоретически появление на рынке и успешное продвижение локальных массовых ИТ-продуктов вполне возможно — примеры тому «Яндекс» и Mail.ru, причем как с отдельными сервисами, так и с законченными экосистемами. Однако на практике в большинстве ситуаций емкости платежеспособного российского рынка оказывается остро недостаточно для возникновения современного конкурентоспособного решения. А для экономически невыгодного и поэтому неконкурентоспособного сервиса политика импортозамещения оказывается необходимым «костылем», за который вынуждают платить пользователей. Когда основным фактором для существования продукта оказываются нерыночные факторы, обычно проигрывает пользователь, причем часто по несколько раз. Емкость рынка — важный фактор. Это китайские компании на внутреннем рынке с полуторамиллиардным населением с такой проблемой не сталкиваются, в других регионах все не так радужно. Напомним, что отсутствие, например, «европейского смартфона» совсем не случайно, а определено объективными экономическими причинами, среди которых не только активность китайских брендов и Apple, но и недостаточная емкость самого рынка для существования потенциальных «еврофонов».
Что дальше?
Американо-китайская торговая война приводит к заметному размыванию базовых рыночных принципов, на которых строилась глобальная экономика. Протекционизм, конечно, не является изобретением новейшего времени, но в рассмотренных ситуациях он оказывается излишне буйным, а, учитывая развитие в ИТ, еще и выглядит достаточно дико. События уже сформировали некоторую новую реальность, которую сложно назвать «новой нормальностью», но в которой ИТ-рынку теперь жить. Некоторые игроки рынка смогут использовать ситуацию себе на пользу. Вполне возможно, от новой реальности выиграют и некоторые рынки. Но существует довольно много опасностей, прямо или косвенно связанных с последствиями противостояния.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE