11 августа 2020 г.
Прекрасная динамика рынка «носимой электроники», которая демонстрирует устойчивость в течение последних лет, заставляет обратить внимание на сегмент. Однако, есть и проблема «под капотом» у сегмента — острый дефицит действительно новых моделей со значимыми инновациями. Как выглядит ситуация в деталях?
Сегмент растет!
За пятилетку продажи «носимых устройств» выросли в 9 (!) раз, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо», о чем CRN/RE писал. Даже в непростое первое полугодие этот сегмент демонстрировал отрадную динамику, на 21% превзойдя аналогичный период прошлого года, по данным компании, причем как в натуральном, так и в денежном выражении! Это прекрасные показатели, которые, подчеркнем, сегмент демонстрировал в ситуации, когда «носимое» было некуда носить. Поэтому есть все основания предполагать, что второе полугодие для wearable electronics будет еще более успешным, тем более что на фоне «доковидных» глобальных показателей рост на пару десятков процентов выглядит довольно чахлым.
Напомним результаты последнего спокойного квартала — последней четверти прошлого года — когда глобальные поставки в сегменте показали 80% год-к-году, по данным IDC. Отметим, что IDC в категории «носимое» стала считать не только smart-часы и «умные браслеты», но и hearables. Под hearables понимают стереонаушники-гарнитуры со smart-возможностями — от поддержки голосовых ассистентов до автоматических переводчиков, от отслеживание физической активности до дополнительных аудиофункции — которые заняли в том квартале больше половины (55,3%) от суммарного объема отгрузок в сегменте. Пример — Sony WF-1000XM3 (на фото сверху справа) с активным шумоподавлением, интеграцией с Google Assistant и «тонкой настройкой» со смартфона.
Мы будем придерживаться расширенного подхода IDC в рассмотрении «носимых устройств», так как гарнитуры становятся все более интересными, функциональными и продвинутыми. Кроме того, их продажи настолько велики и динамичны, что делают этот суб-сегмент актуальным для ритейла, в том числе, и российского.
Особенности момента
Рост сегмента wearable electronics в прошлом полугодии был необычным не только потому, что проходил на фоне локаута, но и при почти полном отсутствии новых устройств. Возможно, этому способствовало повышенное внимание к вопросам здоровья и вполне распространенный потребительский кейс, когда человеку хочется порадовать себя чем-то новым из электроники, а новый смартфон покупать по какой-либо причине не хочется.
Отсутствие значимых новинок на сегмент все же влияет, причем негативно. Дефицит новых моделей начал проявляться еще в прошлом году, и что мы видим по рыночной динамике: если годовой прирост в глобальных продаж составил 89% год-к-году, по данным IDC, то к четвертому кварталу этот показатель скатился до 80%, как мы отмечали. Однако ситуация прошедшего полугодия осталась в истории, так как в полугодие наступившее сегмент входит с рядом интересных моделей, которые будут оказывать заметное влияние на рынок.
Игроки сегмента: от грандов до неофитов
Лидирующие позиции в сегменте носимой электроники на глобальном рынке предсказуемо занимали Apple, Xiaomi, Samsung, Huawei/Honor и Fitbit. Заметим, что на рынке носимых устройств Apple лидирует с долей в 31,7%, предлагая «часы», совместимые только со смартфонами на платформе iOS, но на рынке смартфонов Apple по итогам того же года заняла только 20% в натуральном исчислении, по данным IDC. При этом некоторая часть пользователей Apple пользуется носимыми устройствами других производителей! Это явно указывает на огромный потенциал рынка wearable electronics, который может — и должен! — расти за счет более активного проникновения в сегмент пользователей, которые пользуются смартфонами на платформе Android.
Однако на рынок начинают активно входить другие игроки, предлагающие девайсы, которые не являются традиционными smart-устройствами, но долю последних каннибализирующие. Некоторые производители выпускают гибридные решения, наиболее распространенными из которых являются традиционные электронные или кварцевые часы, но с поддержкой Bluetooth, возможностью связи со смартфоном и дополнительными функциями.
Новые конкуренты
Гибридных часов на рынке довольно много, их популярность тоже быстро растет. Эти модели не являются ни традиционным фитнес-браслетом, ни smart-часами, но является косвенным конкурентом и для тех, и для других. Рассмотрим несколько примеров.
Casio выпускает целую линейку популярных часов в серии G-Shock с суффиксом Bluetooth и упомянутыми выше возможностями. В этом году линейка пополнилась выразительной новинкой — GBD-H1000 (на фото сверху слева), которые получили собственный GPS-модуль, встроенные датчик ЧСС, барометр, альтиметр и акселерометр, а также термометр и компас. Девайс может получать питание как от собственных солнечных батарей, так и через USB. В тандеме со смартфоном позволяет синхронизировать время, работать информером и выполнять другие полезные функции. Swatch представил гибридные smart-часы под названием T-Touch Connect Solar (на фото снизу справа) под брендом Tissot. Новинка соединяет базовые функции моделей T-Touch Solar Expert («вечный календарь», будильник, альтиметр и термометр) с возможностями, которые предоставляет связь со смартфоном. Любопытная особенность модели — солнечная батарея, которая полностью обеспечить часы энергией не может, но увеличивает время автономной работы от батареи (по заявлению производителя, до шести месяцев). Новая модель работает со смартфонами iOS, Android и — как подчеркнули в Swatch, Harmony OS Huawei.
Есть и более «лайтовые» варианты гибридных решений — кварцевые часы со smart-элементами. Выразительным примером является распространенные и популярные Xiaomi Mijia Quartz Watch, в которых есть акселератор и дополнительная стрелка на аналоговом циферблате, показывающая количество шагов/пройденное расстояние. Также часы могут работать информером, оповещая о входящих вызовах и полученных сообщениях на смартфоне. В этом полугодии интересная новинка в рассматриваемом нами классе — кварцевые Edifice EQB-1100 (на фото снизу слева), также выполненные в классическом дизайне и получившие Bluetooth. Эти часы, работающие на солнечных батареях, могут подключаться к смартфону только для синхронизации времени и настойки. У часов есть возможность поиска телефона (на нем можно включить звуковой сигнал по нажатию кнопки на часах), но в этой модели нет ни датчиков, ни возможности использовать в качестве полноценного информера.
Производители гибридных часов прекрасно используют свои каналы продвижения продукции, к ИТ-дистрибуции отношения не имеющие. Однако, «гибриды» успешно каннибализируют продажи традиционных smart-устройств, поэтому, действуя по принципу «если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить», традиционному каналу лучше включать эту продукцию в спектр своих предложений.
Строго говоря, wearable electronics не исчерпывается «часами» и «браслетами». На нем есть, например, «умные кольца», о которых CRN/RE писал, сегмент пока небольшой, но перспективный, а также другие товары с приставкой «smart»: одежда, обувь, украшения (в том числе, для домашних животных) и т.д. Но основные объемы продаж все же в рассматриваемой нами области smart-решений для запястья.
Продолжение следует
Каналу нужно обращать особое внимание на рынок «носимой электроники». Гибридные часы со smart-функциями продвигать также можно, большинство производителей таких устройств хорошо известны каналу, поэтому с их поставками проблем не будет. Но фокусироваться игроки канала по понятным причинам будут на «носимую электронику» в базовом понимании, тем более что тут много интересных новинок от компаний, давно и хорошо известных реселлерам цифровой техники. В сегменте уже «отметились» как гранды (Samsung, Sony, Xiaomi), так и неофиты (Oppo), а также ряд компаний, которые к данному направлению ранее не проявляли особого внимания (например, Creative). Мы в двух следующих материалах мы кратко рассмотрим их новинки, которые могут встряхнуть даже растущий сегмент.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE