31 августа 2020 г.
Современная медицина отличается очень высокими требованиями как к вычислительным мощностям, так и к надежности инфраструктуры, причем под последним следует понимать как стабильность работы, так и защищенность от внешних воздействий, включая хакерские атаки. Но медицина должна развиваться, она нуждается во внедрении новых решений и в разработке инструментов завтрашнего дня. Оба направления имеют непосредственное отношение к MedTech. Также медицине нужны решения для документооборота и прочей «бюрократии», про что тоже стоит помнить игрокам рынка. Начало статьи см. здесь и здесь.
Data-driven — норма жизни
Современная медицина — data-driven, как и многие другие направления, только медицинские «data» имеют повышенную важность (пропажа информации о непереносимости препарата или аллергии клиента может стоить человеку жизни!) и относятся к категории «персональных данных», к регулированию которых российское законодательство относится особенно щепетильно. И требования регулятора необходимо строго соблюдать как в плане сертификатов, так и требований «приземлений» п/д на серверах и в «облаках», находящихся на российской территории.
Аналитические задачи, заметим, находят активное применение не только в медицинских исследованиях, но и в задачах управления, а также оперативного реагирования.
«Анализ всей собираемой медицинскими учреждениями информации может помочь оптимально распределять ресурсы, на ранней стадии выявлять угрозы и планировать реакцию». — говорит Влад Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России. Новые требования к оперативности возникают прямо на наших глазах, например, как подчеркивает г-н Шершульский, после COVID-19 всем стало ясно, что промедление в обнаружении новой инфекции всего в пару дней может привести к печальным и масштабным последствиям.
Медицина настоятельно требует современных инструментов, использующих AI. Как уверен Игорь Хапов, директор по технологиям IBM в России и СНГ, именно AI является наиболее востребованным ИТ-инструментом в современной медицине. Г-н Хапов ссылается на данные опроса, который был проведен Обществом информационных и управленческих систем здравоохранения (HIMSS) среди менеджеров и высшего руководства медицинских структур. Две трети опрошенных указали, что их организации делают стратегическую ставку на аналитику данных и AI-инструменты, причем в 36% случаев приоритет является высоким, а в 27% случаев — критическим. AI-инструменты сегодня становятся все более простыми в создании и использовании, что делает их доступными не только для специалистов, но и, например, для практикующих врачей.
Много работы не только в областях, связанных с суровой аналитикой, но и с традиционным документооборотом.
«Востребованы системы «одного окна», в том числе инструменты обеспечения сквозного ведения электронной истории болезни пациента, инструменты планирования и контроля персонифицированной помощи пациентам — говорит Виктор Смирнов, руководитель направления «Цифровые процессы» в компании КРОК. Системы электронного документооборота в медицине применяют давно, отмечает г-н Смирнов, но в апреле-июне 2020 года КРОК получил запросы от некоторых медучреждений, которые были заинтересованы расширить процессы автоматизации либо заменить текущую ECM-систему на более простую и удобную low-code-СЭД: возможности самостоятельной настройки позволят клиентам тратить меньше ИТ-бюджета на ее сопровождение.
Развитие документооборота важно для медиков во всем мире, отмечает г-н Шершульский, приводя в пример свежие внедрения решений Microsoft для таких задач здравоохранения в Великобритании. Data-driven многогранна и везде нуждается в оптимизации, и в медицине — тоже.
Для медицинских исследований и разработок
Медицинские исследователи, как и медики-практики, требуют как специализированного оборудования (автоклавов, центрифуг и прочих решений, которые сегодня по большей части smart), которых в ИТ-канале по понятной причине никогда не было, так и огромных вычислительных ресурсов для обработки полученных результатов. Тут уже будут актуальны и рабочие станции, и виртуализированные вычислительные ресурсы (в том числе, кластерные), и даже высокопроизводительные вычисления «как услуга» (попросту говоря, суперкомпьютеры в аренду), и AR/VR для визуализации результатов, а также прочий новейший хай-тех.
Приложения для медицинских задач, конечно, специфичные, но по принципам построения ровно такие же, как и для других сегментов. Например, системы «компьютерного зрения» с равным успехом могут распознавать как дорожную ситуацию (о чем CRN/RE писал), так и, предположим, пневмонию на рентгеновских снимках или онкологию на МРТ, нужно только провести обучение искусственного интеллекта систем на соответствующих примерах. Заметим, что при анализе снимков AI уже успешно справляется с рядом задач, например, диагностируя пневмонию и успешно пройдя «повышение квалификации» для диагностики COVID-19 с его характерным «матовым стеклом».
«Искусственный интеллект применяется для поиска патологий на медицинских снимках, программа также выделяет на снимке участки, на которые стоит обратить внимание при просмотре изображений, а врач подтверждает или опровергает результаты анализа искусственного интеллекта, — говорит Влад Шершульский. — Таким образом, система совершенствуется не только посредством обработки большого объема изображений, но и в процессе практической работы с врачами». Подчеркнем, что сегодня AI справляется с рядом задач диагностики явно лучше человека, причем в разы быстрее, но окончательное решение все же за врачом-человеком, для которого компьютер был и остается вспомогательным инструментом.
Телемедицина: тема интересная, но пока не канальная
Телемедицина сегодня в российских условиях представляет собой решения, упрощающие коммуникации пациента и врача для получения удаленных консультаций и показаний. Данный формат взаимодействия легализован относительно недавно — российский закон о телемедицине действует с начала 2018 года. Ситуация, когда пациент может без проблем «посетить» врача, физически удаленного на сотни километров, для многих случаев крайне удобна, особенно для живущих за пределами столиц и региональных центров. Актуальна телемедицина и для врачей, которые, пользуясь соответствующими сервисами, могут получать консультации у коллег из других регионов, в том числе, и из специализированных клиник, профильных медцентров и т. д.
У таких проектов, разумеется, большое будущее. Спрос на услуги телемедицины возрос на 177% за первые шесть месяцев 2020 г. в соотношении год-к-году, по данным экспертов «Страховка.ру», кроме того, растет востребованность телеветеринарии.
Позитивно оценивают данное направление в Cisco: размеры страны делают крайне актуальными дистанционные консультации в формате «врач-пациент» и «врач-врач», а для этого потребуются системы телеконференций, уверен Дмитрий Лещинский, руководитель департамента по работе с коммерческими заказчиками Cisco.
В большом будущем телемедицины уверен и Павел Адылин, исполнительный директор компании Artezio, которая входит в группу ЛАНИТ, отмечающий высокую востребованность на новое программное обеспечение для этого сегмента.
О стимулах для «бесконтактного» общения с врачами, которые создала эпидемия, напоминает Татьяна Проворова, директор по маркетингу Cyber Power.
Количество крупных игроков в российской телемедицине пока невелико («Сбербанк» да «Яндекс», на подходе, похоже, Mail.ru и МТС), а мелкие стартапы пока заметного успеха не добились. Хай-тех проекты, например, связанные с хирургией, при которой пациент и врач удалены друг от друга на многие километры, пока следует рассматривать как демонстрацию широких возможностей современных технологий, чем реально действующий инструмент.
Но сегмент меняется, причем не только количественно, но и качественно — к телемедицине подключаются бизнес-клиенты.
«Российские промышленные предприятия все чаще стали обращаться к возможностям телемедицины. — отмечает г-н Смирнов. — Например, предприятия берут у нас в аренду терминалы функциональной диагностики для проведения предрейсовых/предсменных осмотров и подключаются к внешнему сервису телемедицины. Наши клиенты таким образом могут оперативно реагировать на изменения самочувствия работников и принимать взвешенные управленческие решения».
С распространением B2B-направления в телемедицине потребуются дополнительные телеком-решения, причем в количествах, которые интересны каналу, однако, это дело пусть недалекого, но будущего.
Что дальше
Развитие цифровых технологий и их дальнейшее проникновение в медицину продолжается. Медицина становится предсказательная, профилактическая, персонализированная и партнерская. Эти тезисы закреплены в Концепции, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2018 г. № 186. Все эти направления требуют цифровых инструментов.
Развитие высокопроизводительных вычислений открывает новые горизонты для точной медицины, которая стремится обеспечить индивидуальную профилактику, диагностику и лечение, используя знания из специфических геномных и экологических предпосылок человека, говорит Андрей Сысоев, руководитель направления НРС/AI компании Lenovo в России.
Над оптимизацией профилактики активно работает Microsoft, как отмечает Шершульский, по аналогии с предсказательным обслуживанием в промышленности. В качестве примера можно привести решение южноафриканской компании Phulukisa, построенное на Microsoft Azure, с помощью IoT-сенсоров отслеживает состояние пациента (вес, ИМТ, артериальное давление и т. д.) анализирующее их и сигнализирующее врачу при возникновении отклонений, свидетельствующих о уже возникших или только наступающих проблемах. Такие решения могут быть применены при стационарном лечении, обеспечивая мониторинг пациентов в пределах отделения или лечебного заведения в телемедецине и т. д.
О важности удаленного мониторинга жизненных показателей пациента для современной медицины — как при стационарном лечении, так и на дому — говорит Дмитрий Лисогор, директор департамента медицинского мониторинга, аналитики и информационных технологий в медицине Philips в России и СНГ.
Возможно, в ближайшее время в медицину придут новые технологии, которые недавно было принято считать драйверами всего ИТ, например, блокчейн.
«Время блокчейна в медтехе еще не наступило, хотя мы с интересом протестировали бы технологии распределенных реестров в сфере здравоохранения, например, в задаче контроля условий перевозки и хранения и борьбы с контрафактными лекарственными средствами», — говорит г-н Смирнов.
Развитие продолжит телемедицина. «Проникновение телемедицины в странах ЕС, Китае, Индии и США началось раньше, чем в РФ», — напоминает Дмитрий Лисогор. Поэтому и динамика тут выше, и емкость у сегмента высокая: его объем по итогам 2019 года достиг 1,5 млрд рублей, но, по оценке VEB Ventures, эта цифра в
По-прежнему актуальны для медицины системы, оптимизирующие повседневные сервисные задачи, от бухгалтерии и документооборота до первичного взаимодействия с пациентами.
«В настоящее время наиболее востребованы технические решения, которые обеспечивают защиту конфиденциальных данных пациентов, помогают упорядочить рабочие процессы и упростить взаимодействие врачей во время оказания медицинской помощи», — говорит Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России.
Поэтому внедрение современных средств журналирования, коллективной работы, управления потоками документов и создание ботов для общения с пациентами актуально во всем мире, как отметили в Microsoft.
В сегменте активны и российские компании, в том числе, и стартапы. Отметим регулярно проводимые хакатоны соответствующих тематик и сопутствующих (например, популярны задачи по выявлению фейковой медицинской информации в интернете и автоматической пометки соответствующих страниц), а также высокую активность в тематических кластерах различных технопарков. С кластерами работают крупные вендоры, например, Cisco сотрудничает со Сколково, чтобы создаваемые профильные проекты сразу могли взаимодействовать с сетевой инфраструктурой, отмечает г-н Лещинский. В Сколково же функционирует R&D-лаборатория Philips Research, являющаяся частью мировой исследовательской сети компании. В рамках деятельности лаборатории проводятся конкурсы для стартапов, хакатоны, отборы в международные стартап-акселераторы Philips, отмечает Дмитрий Лисогор.
Вместо заключения
ИТ-компании могут принять активное участие в формировании будущего MedTech и всей медицины как поставками оборудования — рабочих станций, «облачных» сервисов высокопроизводительных вычислений, IoT-элементов, принтеров (в том числе, широкоформатных), систем хранения данных и прочих товаров — так и экспертизой, обучением или финансами. За пределами «box moving» у всех игроков канала есть множество возможностей как для бизнеса, способного принести доходы сейчас, так и для маркетинга для будущих прибылей.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE