8 сентября 2020 г.
Индустрия 4.0 больше не фантастика, а реальность. Облачные технологии, продвинутая аналитика, искусственный интеллект и интернет вещей — все это помогает построить современное «умное» производство. Увы, многие промышленные компании входят в эру Индустрии 4.0 с устаревшими технологическими системами и бизнес-процессами.
Но никогда не поздно провести аудит и выявить основные сдерживающие факторы на пути к новой модели работы. Для этого нужно оценить управление четырьмя ключевыми операционными областями:
- персоналом,
- бизнес-процессами,
- основными фондами предприятия,
- взаимодействием с клиентами.
Результаты оценки могут быть разными. Может выясниться, что основная проблема в архитектуре бизнес-процессов. Или в устаревшем решении, которое состоит из набора не связанных друг с другом систем. В прошлом информационные технологии во многих компаниях развивались стихийно, сегодня результаты такой стихийной эволюции могут приводить к заметным потерям времени, производственных ресурсов и даже материалов.
Давайте посмотрим, что и как необходимо оптимизировать для перехода к Индустрии 4.0.
Оптимизация управления персоналом
Производство теряет специалистов. Опытные работники массово выходят на пенсию, а привлечь и удержать на производстве молодежь совсем не просто. При этом для модернизации в масштабах всего предприятия жизненно необходим хорошо подготовленный персонал, восприимчивый к новым идеям и морально готовый к использованию новых подходов в работе. Не менее важна и корпоративная культура, ориентированная на развитие, инновации и сотрудничество.
Технологии, в свою очередь, способны сформировать среду, которая будет поддерживать нужные преобразования. В этом плане современное решение для управления персоналом и ERP-платформа могут предложить промышленному предприятию:
- полный доступ к актуальным данным о персонале, с разделением на роли — в наглядном виде;
- инструменты для эффективного поиска, выявления, привлечения и удержания высококлассных специалистов;
- мобильный доступ к различного рода рабочим инструкциям — для сотрудников.
А если добавить сюда аналитику, компания сможет планировать использование ресурсов и четко контролировать затраты на персонал, одновременно улучшая условия труда сотрудников. Другими словами, комбинация современного решения для управления персоналом и зрелой ERP-системы с поддержкой отраслевой специфики — это необходимый организационный фундамент для полномасштабной цифровизации производственного предприятия.
Оптимизация бизнес-процессов
В основе большинства плохих решений лежат неверные предпосылки, то есть неверные данные. С помощью искусственного интеллекта можно проанализировать существующую структуру бизнес-процессов, найти узкие места и понять, где в первую очередь стоит внедрять лучшие отраслевые практики. ИИ также подскажет, какие рутинные задачи необходимо автоматизировать.
С технологической точки зрения ИИ позволяет создать полную и ясную картину всех существующих бизнес-процессов. Такая прозрачность помогает принимать взвешенные решения на базе достоверной и актуальной информации.
Этого можно добиться за счет консолидации программных систем в рамках одной платформы или реализации двухуровневой ERP-стратегии. Двухуровневая ERP-стратегия предполагает, что на производстве основное внимание уделяется бизнес-системам операционного уровня, необходимым для эффективной работы цехов и линий. Офисные же службы берут на себя исключительно финансовый менеджмент и прочие управленческие функции.
Независимо от того, какая стратегия выбрана (одноуровневая или двухуровневая), предприятие получит в свое распоряжение возможности для консолидированного финансового планирования, прогнозирования спроса, ценообразования, планирования ассортимента, оптимизации пополнения складских запасов и т. д. А если в эту схему добавить машинное обучение, то можно будет добиться максимальной точности принятия решений в каждой точке.
Оптимизацию можно распространить и на цепочку поставок на всех ее уровнях — от ключевых поставщиков предприятия до 3PL-провайдеров и банков. Формирование единой и прозрачной цепочки поставок выведет эффективность работы с партнерами и точность исполнения договоров на принципиально новый уровень.
Чтобы добиться максимального результата в этом направлении, аналитические возможности ERP-решения корпоративного уровня стоит дополнить инструментарием специализированной BI-платформы, которая поможет составить картину внутренних бизнес-процессов и взаимодействия с партнерами в мельчайших деталях.
Оптимизация управления основными фондами
Из-за пандемии коронавируса предприятия оказались в условиях, когда им придется по максимуму использовать ресурс оборудования, как можно дольше удерживая существующие системы на пике эффективности. Поэтому любая технология, которая позволит повысить эффективность и производительность при сохранении бесперебойной работы производства, очень важна.
Интернет вещей способен стать серьезным подспорьем в этом деле. Доступные по стоимости датчики помогут отслеживать состояние оборудования и заранее выявлять признаки грядущей поломки.
Комбинация IoT-решения и современной системы управления основными фондами предприятия (Enterprise Asset Management, EAM) позволяет выявлять проблемы с производительностью оборудования на ранней стадии, фактически — предсказывать их до того, как возникнут серьезные последствия.
IoT-датчики производят огромные объемы данных. Чтобы данные можно было использовать с толком, их нужно отфильтровать с учетом контекста времени и места. Без аналитических инструментов такие данные бесполезны.
Системы прогнозной аналитики используют технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы выявлять закономерности в массивах данных и предсказывать потенциальные инциденты.
В итоге с помощью современного EAM-решения на производстве можно реализовать стратегию профилактического обслуживания, где алгоритмы будут предписывать, какие действия необходимо предпринять, и прогнозировать результат. Таким образом, профилактическое обслуживание позволит оптимизировать производительность и длительность жизненного цикла оборудования.
Оптимизация взаимодействия с клиентами
Исторически производственные компании работали по модели «да — да, нет — нет». Десятилетиями рентабельность дискретного производства основывалась на схеме Make-to-Stock, то есть на производстве продукции с ограниченным ассортиментом для дальнейшей продажи заказчикам.
Кроме того, на непрерывном производстве десятилетиями могли использоваться одни и те же рецепты и ингредиенты, будь то производство безалкогольных напитков или молочных продуктов.
За взаимодействие с покупателями отвечали дистрибьюторы и ретейлеры. Они должны были прислушиваться к отзывам клиентов и взаимодействовать с производителями, чтобы добиться каких бы то ни было изменений или улучшений.
Обратная связь редко доходила напрямую до конструкторов, инженеров или технологов. Но в эру Индустрии 4.0 правила игры поменялись. И теперь ведущие производители внедряют технологии, которые помогут им взаимодействовать с клиентами напрямую.
В прошлом предприятия часто получали информацию о клиентах и конечных пользователях только от своих партнеров, то есть по схеме испорченного телефона. Теперь, используя возможности IoT, производители получают потоки данных напрямую. Эта информация полезна для разработки новых продуктов, формирования маркетинговой стратегии и стратегии продаж.
Кроме того, IoT позволяет производителям напрямую работать с клиентами, обеспечивая таким образом дополнительные возможности для апсейла и кросс-сейла. Чтобы качественно управлять взаимодействием с клиентами, производителю необходимо централизованное CRM-решение, которое хранит исторические данные по клиентам, анализирует тренды и выявляет новые возможности для продаж.
Представим, что компания производит некое оборудование. Данные, которые собираются с работающего оборудования, могут фиксировать наиболее вероятный срок службы продукта, указывать на признаки ухудшения эксплуатационных характеристик. А значит, производитель может уведомить покупателя о появлении признаков износа, рекомендовать сервисное обслуживание или замену. В целом это поможет планировать циклы закупок.
Информацию о рабочих характеристиках, собранную в реальных условиях, можно применить, чтобы убедить клиента перейти на новую модель оборудования. Когда у вас на руках есть точные цифры и факты, повышается не только шанс на успех, но и вероятность заслужить настоящую благодарность клиента.
Комплексная схема, в которой корпоративная ERP интегрирована с IoT и современным CRM-решением, поможет производителю взаимодействовать с клиентами в проактивном режиме, анализировать данные, точно планировать необходимые объемы производства и будущие поставки продукции.
Переход к Индустрии 4.0 может показаться по-настоящему сложным мероприятием. Но при наличии стратегии и трезвой оценки управления четырьмя ключевыми областями вашего бизнеса — персоналом, бизнес-процессами, основными фондами и взаимодействием с клиентами — вы сможете достаточно быстро устранить все недостатки и заложить основу для успешной работы в новой цифровой реальности.
Источник: Дмитрий Мартынов, официальный представитель Infor в России и СНГ