16 октября 2020 г.

Николай Починок

Резервное копирование — прекрасный пример «цифровой трансформации»: рутинные технические работы для обеспечения бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры сегодня следует рассматривать как бизнес-процесс, который оказывается необходимым элементом для обеспечения бизнес-показателей, например, непрерывности всех остальных процессов в компании.

Бэкап как искусство и как экономическая категория

Бэкап — «последняя линия обороны», обеспечивающей сохранность данных, как отметил Сергей Табулин, региональный директор по продажам Veritas в России и СНГ. Заметим, что эта «линия обороны» обеспечивает сохранность и самого бизнеса, так как еще в нулевых годах большинство компаний, потерявших данные, были вынуждены сворачивать свою деятельность в среднесрочной перспективе, а было это задолго до «цифровой трансформации» и концепций data-draven.

Процесс создания резервной копии или восстановления данных из нее может быть реализован буквально нажатием одной кнопки, но создание архитектуры бэкапа на предприятии представляет собой сложную техническую задачу, которую приходится создавать индивидуально, с учетом архитектуры ИТ-системы заказчика и особенностей бизнеса последнего. При этом следует учитывать экономические показатели. Например, сокращение скорости восстановления приводит к увеличению стоимости решения. Насколько это экономически оправданно, можно понять только анализируя основную деятельность компании-заказчика.

Час простоя в среднем обходится для компаний SMB от 8 до 74 тыс. долл, а для бизнесов уровня enterprise соответствующая сумма составляет 700 тыс. долл., по данным компании Datto. Очевидно, что для разных компаний соответствующие цифры могут меняться в обе стороны, но их нужно знать при проектировании системы резервного копирования и соответствующем бюджетировании.

Новые ландшафты — новые бэкапы

Требования к решениям для резервного копирования меняются вместе с развитием инфраструктур, а за последние двадцать лет произошло множество изменений, как отметил Николай Починок (на фото), технический директор Veritas в России, СНГ, Турции и Польше: ИТ-инфраструктуры усложнялись по мере появления новых нагрузок — в корпоративном ландшафте заняли свою нишу ЦОДы, потом они из физических стали превращаться в виртуальные, возросла популярность «облаков» и т.д. Новые реалии требуют новых инструментов, или, как минимум, обновленных.

На практике создание работающей системы резервного копирования даже при наличии современных инструментов представляет собой сложную техническую задачу, при решении которой надо организовывать систему из соответствующих программ, аппаратных ресурсов и сервисов, выполнять тонкую настройку созданного решения, а также его дальнейшую поддержку и администрирование. Как и для любого другого бизнес-процесса, тут кроме технических параметров приходится учитывать еще и экономические, минимизируя необходимые расходы, как мы убедились на рассмотренном выше примере.

EDSP как пример новейшего решения

Обновленную платформу для резервного копирования — Enterprise Data Services Platform (EDSP) — в России представил Veritas Technologies. Ключевым компонентом EDSP является программа NetBackup, которая получила индекс 8.3. Несмотря на изменение «во втором знаке», данное обновление, как отметил г-н Табулин, является самым масштабным за всю историю существования программного продукта. NetBackup теперь дополнена решениями Veritas Resiliency Platform (VRP) и CloudPoint. Код приложений оптимизирован, что позволило добиться увеличения скорости работы на реальных задачах, например, в новой версии ускорение операций с VMware vCenter и vCloud составляет до 50 раз, по данным Veritas.

«Облакам» и сервисам  особое внимание

EDSP получила расширенные возможности по работе «облаками», включая гибридные и мультиоблачные системы, резервного копирования «облачных» данных в любую целевую среду (например, между стеками и регионами Azure), что упрощает перенос рабочих нагрузок и данных в «облако», из «облака», между «облачными» уровнями и т.д. Важно, что для системы все равно, приватные ли «облака» или публичные — технологическая основа у них в любом случае единая. Гибкость и «всеядность», как отметил г-н Починок, было заложено в решение Veritas изначально, причем глубоко, на уровне технологической стратегии.

К особенностям обновленного решения следует отнести широкий спектр вариантов лицензирования, позволяющий под задачи заказчика выбрать оптимальную конфигурацию инструментов, отметил г-н Табулин. Например, в спектре предложений есть решения, оптимизированные для сервис-провайдеров. Рост популярности сервисной модели делает все более распространенной услугу «Backup as a Service», и для такого применения тоже есть готовая конфигурация, дополненная системой по учету объемов копирования, что упрощает выставление счетов заказчику.

Аналогичные решения cloud-провайдеры поставляют и на основе решений-конкурентов. Например, МТС с прошлого года предоставляет своим клиентам услугу «Backup as a Service», построенную на решениях «Акронис Инфозащита». Как отметил Олег Мотовилов, директор #СloudMTS, расширение спектра предложений по бэкапу позволит клиентам «облака» обеспечить непрерывную работу своих ИТ-инфраструктур, позволяя в cloud-ресурсе создавать и хранить резервные копии корпоративных систем, баз данных и приложений. В таких сервисах заинтересованы бизнесы, ежедневно работающие с большими объемами данных, компании и для которых важна высокая доступность информационных систем: ритейл, банковский сектор, страховые компании, промпредприятия и т.д.

Решения программные и программно-аппаратные

Veritas поставляет как программные продукты, так и программно-аппаратные комплексы для бэкапа. Netbackup Appliance объединяет в себе систему из программного решения для резервного копирования и хранилища данных, которые оптимально сбалансированы и преднастроены для оптимизации совместной работы, а также техническую поддержку, получаемые от одного вендора. Veritas делает акцент на широких возможностях масштабирования таких решений, включая увеличения объема данных и производительности системы.

Аналогичные подходы практикует, например, НРЕ, который в GreenLake — решения «все как сервис» (EaaS/ХaaS), построенного построен на основе модели потребления, предусматривающей оплату за вычислительные ресурсы по мере их потребления, поставляет решения для бэкапа в ряде других специализированных решений, сбалансированных под те или иные задачи. Как отмечает Илья Зайцев, менеджер по развитию бизнеса НРЕ, физические сервера, обслуживающие HPE GreenLake Backup, могут быть размещены и на территории заказчика, если этого требуют регуляторы или корпоративные политики безопасности.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE