20 октября 2020 г.
Примерно полмесяца назад прогремела новость, заставившая акции Группы Тинькофф и Яндекса парить над землей — ИТ-компания № 1 в России заявила о покупке Тинькофф-банка за бешеные 5,48 млрд долл. Новость прилетела незадолго до ребрендинга Сбера, который концентрировал на себе внимание как мог — и обратные счетчики на популярных ресурсах развесил, и старое лого со здания убрал. Обе компании готовились сделать мощные рывки в одну и ту же сторону — в сторону укрепления и расширения своих экосистем. Пока Тинькофф, ВТБ и ВКонтакте заявляли о работе над созданием собственных суперприложений, объединяющих в себе множество сервисов и разных услуг, Сбер (тогда еще «Сбербанк») клепал в своих лабораториях собственное будущее.
24 сентября — день Х для Сбербанка. Началось все с казни слова «банк» в названии организации, кто-то посмеялся. А вот далее Сбер дал понять, что статус финансового гиганта больше не греет душу, поэтому компания представила свою экосистему с обилием разнообразных сервисов и искусственным интеллектом, аж в трех видах. Музыкальная платформа, современная концепция офиса, ТВ-приставки, образовательная веб-среда, сервисы доставки — Сбер анонсировал и представил буквально все, о чем можно было подумать. Будут ли этим пользоваться? Если грамотно использовать знания о поведении клиентов, которых у Сбера миллионы по всей стране, а также уметь подстраиваться под покупательские нужды, то результат не заставит себя ждать, и грунт под ногами Яндекса заметно просядет.
Яндекс совсем недавно собрал свои сервисы на единой платформе «Яндекс Go», заменив несколько иконок на наших рабочих столах одной. По сути, если приобрести совершенно новый смартфон любой марки и захотеть скачать приложения каршеринга, доставки еды, продуктов, вызова такси, сервис мониторинга наземного транспорта и даже покупки билетов на мероприятия, то достаточно скачать всего лишь «Яндекс Go». Яндекс «просел» только по одному направлению — платежные системы. После того, как выяснилось, что Сбербанк не сможет подчинить себе поисковик и сделать его звеном своей экосистемы, банк выкупил у ИТ-компании «Яндекс.Деньги». Тинькофф Банк мог бы восполнить этот пробел, попутно поделившись своей Big Data, чтобы подправить прицел Яндекса на людские нужды и привычки.
Казалось бы, все хорошо. Сбер реструктуризировался и превратился в сборник сервисов, пока что хаотично разбросанных, но все же потенциально сильных и полезных. Яндекс поглощает банк Олега Тинькова, чтобы заново научить людей пропускать денежные средства через сервис поисковика. Но не тут-то было: 16 октября Олег Тиньков заявляет, что переговоры прекращены, и банк будет развиваться самостоятельно. Потом последовало письмо Тинькова, где говорилось, что он осознал всю прелесть своего детища и понял, как россияне не любят Яндекс. Даже заявил о возможности его купить. Представители Яндекса были более сдержанны в комментариях, сказав лишь, что Олег постоянно менял условия договора. Даже несмотря на то, что представители поисковика шли навстречу, Тиньков все равно все свернул.
В конечном итоге, мы имеем Яндекс без потенциального усиления в финансовой сфере, Тинькофф, вектор развития которого пока не очень понятен, и Сбер, который только-только начинает выполнять все то, что наобещал на конференции, продолжая изобретать что-то новое. Например, 20 октября Сбер заявил о создании сервиса «СберАналитика», который будет предоставлять данные о тратах и передвижениях россиян. Это приумножит знания Сбера о пользователях и поможет действовать наперед при введении новых сервисов и функций в экосистему. Наверное, следует ожидать объединения сервисов Сбера в единую платформу, ведь их мобильное приложение является одним из лучших приложений банков. До китайского WeChat, который уже заменил китайцам абсолютно все, нашим компаниям и их приложениям еще далеко, но очень уж интересно, как будет разворачиваться борьба за пользователя и чем еще будут нас удивлять два самых амбициозных проекта.
Источник: Илья Харченко, редактор чешско-российской ИТ-компании The MASCC