23 октября 2020 г.
Gartner назвал важнейшие стратегические тенденции в ИТ, которые должны учитывать организации в 2021 году и далее.
«Потребность в операционной устойчивости всех подразделений еще никогда не была столь острой, — пишет в пресс-релизе Брайан Берк (Brian Burke), вице-президент исследования Gartner. — ИТ-директора стремятся приспособиться к меняющимся условиям, чтобы помочь формировать будущее бизнеса. Это требует пластичности — чтобы организация могла строить и перестраивать свой бизнес динамически. Главные стратегические ИТ-тенденции, которые указывает Gartner, помогают обеспечить эту пластичность».
«По мере перехода от реагирования на кризис COVID-19 к обеспечению роста организации должны взять на вооружение три главных тренда этого года: ориентированность на людей, независимость от местоположения и устойчивость доставки. Взятые вместе, они создают нечто большее, чем по отдельности, и призваны удовлетворить спрос общества и отдельных людей, откуда бы он ни исходил, обеспечив оптимальную доставку услуг», — пишет Берк.
Важнейшими стратегическими трендами в ИТ в 2021 году будут следующие.
Интернет поведения
Интернет поведения (Internet of Behaviors, IoB) рождается по мере того, как всё новые технологии улавливают и используют «цифровую пыль» повседневной жизни людей. Он объединяет в себе технологии, напрямую нацеленные на человека: распознавание лиц, отслеживание местоположения, большие данные и т. п., — и увязывает полученные данные с соответствующими событиями в поведении, такими как оплата на кассе или действия владельцев устройств.
Организации используют эти данные, чтобы влиять на поведение людей. К примеру, для контроля соблюдения мер безопасности во время пандемии, может использоваться компьютерное зрение, чтобы проверить, носят ли сотрудники маски, или тепловизор для выявления лиц с повышенной температурой.
Gartner прогнозирует, что к концу 2025 года более половины мирового населения будет охвачено по крайней мере одной программой IoB, будь то коммерческой или государственной. Технически IoB возможен, но неизбежны дебаты об этических аспектах тех или иных подходов, используемых для влияния на поведение людей.
Целостное взаимодействие
«В прошлом году Gartner ввел понятие мультимодального взаимодействия (multiexperience) как одного из важнейших стратегических трендов в ИТ и в этом году делает следующий шаг, вводя целостность взаимодействия (total experience, TX) — стратегию, которая объединяет мультимодальность с клиентским, пользовательским опытом и опытом сотрудников в организации, — пишет Берк. — Gartner ожидает, что организации, обеспечивающие полный опыт взаимодействия, будут опережать конкурентов по ключевым показателям удовлетворенности в течение следующих трех лет».
Организациям нужна стратегия целостного взаимодействия, так как оно становится более мобильным, виртуальным и распределенным, в первую очередь из-за COVID-19. Стратегия TX стремится улучшить опыт взаимодействия всех его участников, достигая этим качественно нового бизнес-результата. Эти взаимопересекающиеся взаимодействия являются ключевым фактором для организаций, восстанавливающихся после пандемии и стремящихся достигнуть конкурентного отличия за счет удовлетворенности новым уровнем такого опыта.
Новые алгоритмы прайвеси
ИТ-директора во всех регионах сталкиваются со всё большими рисками нарушения конфиденциальности и несоблюдения нормативных требований, так как законодательство о защите данных во всем мире ужесточается. В отличие от сложившихся средств защиты хранимых данных, новые алгоритмы (privacy-enhancing computation) защищают данные в процессе их использования, обеспечивая требуемую секретность и прайвеси.
Gartner ожидает, что к 2025 году половина крупных организаций внедрят новые алгоритмы обеспечения прайвеси для обработки данных в незащищенной среде и при анализировании данных с участием нескольких сторон. Организациям следует начать выявлять ситуации, требующие внедрения таких алгоритмов, рассматривая процессы обработки, включающие передачу / монетизацию персональных данных, анализ мошенничества и другие сценарии использования конфиденциальной информации.
Распределенное облако
Распределенное облако — это распределение общедоступных облачных услуг по разным физическим локациям, в то время как управление, сопровождение и развитие услуг остаются ответственностью поставщика облака. Такой подход предоставляет гибкую среду для корпоративных сценариев с потребностями малой задержки и снижения стоимости данных и требованиями к их местонахождению. Также, это отвечает потребности клиентов иметь облачные ресурсы ближе к тому месту, где происходит работа с данными и деятельность организации.
К 2025 году большинство платформ облачных услуг будут предоставлять по крайней мере некоторые распределенные услуги, которые выполняются там, где они требуются. «Распределенное облако может заменить частное и предоставляет „граничное“ (edge) облако и другие новые сценарии использования облачных вычислений. Оно являет собой будущее облачных услуг», — пишет Берк.
Всеохватывающие операции
Всеохватывающие (anywhere) операции — это модель функционирования ИТ, предназначенная для поддержки клиентов и обеспечения работы сотрудников, где бы они ни находились, и управления развертыванием бизнес-услуг в распределенной инфраструктуре. Речь идет не просто о работе из дома или виртуальном взаимодействии с клиентами, а о более широких возможностях в пяти главных областях: средства коллективной работы и офисные приложения, защищенный удаленный доступ, облачная и edge-инфраструктура, количественная оценка цифрового взаимодействия и автоматизация поддержки удаленных операций.
К концу 2023 года 40% организаций внедрят всеохватывающие операции для предоставления оптимизированного и объединенного (виртуального и физического) взаимодействия с клиентами и сотрудниками.
Ячеистая кибербезопасность
Ячеистая (mesh) структура кибербезопасности позволяет любому пользователю получить защищенный доступ к любому цифровому активу независимо от того, где находится актив или он сам. Она отвязывает реализацию политик от их формирования через облачную модель доставки, позволяя данным идентификации служить периметром безопасности. К 2025 году ячеистая кибербезопасность будет обслуживать более половины запросов управления цифровым доступом.
«Пандемия COVID-19 ускорила идущий уже десятилетия процесс раскрытия цифрового предприятия вовне, — пишет Берк. — Мы прошли поворотный момент — большинство киберактивов организаций находятся теперь за пределами традиционных физических и логических периметров безопасности. По мере развития всеохватывающих операций ячеистая кибербезопасность будет становиться наиболее действенным подходом к обеспечению защищенного доступа к находящимся в облаке приложениям и распределенным данным с неконтролируемых устройств и к их использованию».
Интеллектуальный компонуемый бизнес
«Статические бизнес-процессы, выстроенные для обеспечения эффективности, были столь хрупкими, что распались под давлением пандемии, — пишет Берк. — ИТ-директора и руководители ИТ пытаются склеить осколки, но начинают понимать важность бизнес-процессов, способных адаптироваться к темпам перемен в бизнесе».
Интеллектуальный компонуемый бизнес (intelligent composable business) кардинально перестраивает процесс принятия решений благодаря доступу к более точной информации и оперативному реагированию на нее. Например, машины усовершенствуют процесс принятия решений в будущем благодаря богатым связкам данных и полученной из них аналитики. Интеллектуальный компонуемый бизнес откроет путь для перестройки цифрового бизнеса, новых бизнес-моделей, автономных операций и новых продуктов, услуг и каналов.
Инженерия ИИ
Исследование Gartner показывает, что лишь 53% проектов ИИ проходят путь от прототипа до внедрения. ИТ-директорам и руководителям ИТ трудно масштабировать проекты ИИ, поскольку они не располагают средствами формулирования ИИ-проектов производственного уровня и управления ими. Путь к успешному внедрению дает инженерия ИИ (AI engineering) — дисциплина, нацеленная на выстраивание и управление жизненным циклом широкого спектра операционализированных моделей ИИ и решений, таких как машинное обучение или графы знаний.
Инженерия ИИ зиждется на трех столпах — DataOps, ModelOps и DevOps. Крепкая стратегия инженерии ИИ повысит параметры качества, масштабируемость, интерпретируемость и надежность ИИ-моделей, обеспечив при этом полную отдачу от инвестиций в ИИ.
Гиперавтоматизация
Направляемая бизнесом гиперавтоматизация — это четко выстроенный подход, используемый организациями для быстрого выявления, оценки и автоматизации как можно большего количества одобренных бизнес- и ИТ-процессов. Хотя тенденция к гиперавтоматизации неумолимо нарастает вот уже несколько лет, пандемия резко повысила спрос, выдвинув требование, чтобы всё вокруг стало «прежде всего цифровым». Неудовлетворенный спрос со стороны бизнеса побудил более 70% коммерческих организаций предпринять десятки инициатив в области гиперавтоматизации.
«Гиперавтоматизация сейчас неизбежна и необратима. Всё, что можно и следует автоматизировать, будет автоматизировано», — пишет Берк.
Источник: Пресс-служба компании Gartner