4 декабря 2020 г.
На протяжении последних 3 лет рост сегмента электронной коммерции, по данным Statista, замедлялся примерно на 5% в год. Ожидалось, что тенденция сохранится, и рост отрасли замедлится, однако 2020 год и пандемия COVID-19 внесли свои коррективы. Карантинные меры и ограничения на работу офлайновых магазинов, по подсчетам Forbes, привели к росту e-commerce почти на 77%. В условиях «старого мира» на это ушло бы от 4 до 6 лет.
Быстрый и во многом вынужденный рост онлайн-продаж потребовал мгновенной реакции от продавцов. Нагрузка на склады у некоторых ретейлеров выросла многократно.
У американской сети товаров для дома Bed Bath & Beyond продажи в первом квартале года выросли на 85%, и в апреле руководство приняло решение переформатировать 25% существующих магазинов в региональные фулфилмент-центры, а это более 350 точек продаж.
Помимо изменившейся структуры спроса, добавились общая нестабильность, новые требования к организации труда и необходимость грамотно оптимизировать все имеющиеся ресурсы. Уходящий год не только создал новые вызовы, но и обострил давно существовавшие проблемы.
Склады и распределительные центры сталкиваются с проблемами, затрагивающими эффективность управления товарными запасами и закупками, оперативной деятельности, управления персоналом и логистики. Одна часть трудностей — это наследие прошлого, результат технологического отставания, другая — ограничения, созданные пандемией.
Оптимизация процедуры отбора заказов
У многих компаний недостаточно эффективно организована работа с мастер-данными, позволяющая обеспечить оптимальную упаковку и схему размещения товаров на складе. В отсутствие надлежащей схемы слоттинга товарных запасов (например, с учетом сезонности, проводимых промоакций и прогнозов продаж) неизбежно растут операционные расходы и снижается производительность работы персонала.
Слоттинг — процесс выбора на складе наиболее подходящего места хранения для каждой единицы товара (SKU).
Потери можно снизить за счет увеличения эффективности слоттинга. Правильно реализованный слоттинг позволяет внедрять различные форматы отбора товаров, повышающие пропускную способность склада: зоновую комплектацию, групповой отбор, комплектацию со световой индикацией ячейки товара, голосовой отбор и другие.
Управление складскими запасами и их размещением
Компании часто сталкиваются с проблемой отслеживания объемов складских запасов и их местоположения на складе. Причиной чаще всего являются ручные процессы управления и учета, использование огромных таблиц, бумажных листов комплектации, отсутствие регуляции циклов комплектации и цифровых механизмов мониторинга.
Без наглядных и доступных данных о товарных запасах неизбежно снижаются KPI фулфилмента, возникают ситуации с нехваткой тех или иных товаров, растет количество неподтвержденных заказов, падает качество обслуживания, снижается лояльность клиентов и, как итог, падают сами продажи.
Рост потребности в локальных фулфилмент-центрах
В онлайн-торговле компаниям всегда приходилось так или иначе следить за технологическими трендами, поскольку сильное отставание почти гарантировало выбывание из конкурентной гонки. Из-за скачка онлайн-продаж, вызванного пандемией коронавируса, возможность практически мгновенно вносить изменения в операционную деятельность, легко масштабировать существующие и новые склады и оперативно внедрять новые бизнес-модели стала буквально ключом к успеху.
Быстрая доставка товаров покупателям, «как у Amazon», становится стандартом. На фоне увеличения объема онлайн-покупок и расширения ассортимента предлагаемых товаров это приводит к повышению потребности в складских площадях и в реализации новых моделей фулфилмента.
Параллельно с этим снизилась востребованность офлайн-ретейла, и теперь некоторые компании переформатируют свои торговые площади в локальные фулфилмент-центры, чтобы доставлять клиентам товары в тот же день.
Безопасность и здоровье сотрудников
Необходимость обеспечивать эпидемиологическую безопасность сотрудников на фоне роста заболеваемости COVID-19 изменила многие рабочие процессы складских комплексов, включая переформатирование рабочих смен, обеспечение персонала защитными костюмами, сокращение количества работников в складских помещениях.
В некоторых случаях все это простимулировало полную автоматизацию и роботизацию складских комплексов.
Нехватка рабочей силы
Логистический сектор всегда страдал от нехватки рабочей силы. Пандемия только усугубила ситуацию: с ростом количества отгружаемых товаров выросла потребность в персонале, особенно в сфере продуктов питания и электронной коммерции; одновременно с этим достаточно большое количество работников уволилось, опасаясь заразиться.
Чтобы сохранить необходимый темп работы, компаниям приходится внедрять передовые стратегии планирования рабочих графиков, оптимизировать проведение медицинских осмотров и плановых санитарно-гигиенических мероприятий.
Сегментация клиентов и управление затратами на 3PL
Клиенты ожидают от поставщиков персонализированного обслуживания. Для предоставления персонализированного обслуживания и повышения доходности бизнеса необходимо сегментировать клиентов и операции и четко оценивать соотношение затрат на обслуживание каждого сегмента.
При этом часто фулфилмент передается на аутсорсинг сторонним провайдерам логистических услуг (3PL). Такая схема работы подразумевает необходимость четкого отслеживания затрат на различные виды внешних сервисов.
Оптимизация процессов возврата товаров
С распространением омниканальности закономерно вырос и процент возврата заказов. Клиенты дублируют заказы в разных каналах, делают больше ошибок и тому подобное. Оптимизация процессов возврата, маркировки для перепродажи, восстановления или переработки товаров помогает сократить соответствующие статьи расходов.
Для решения перечисленных задач компаниям необходимо совершенствовать внутренние процессы, технологическую платформу и бизнес-модели.
Автоматизация для повышения производительности
Совместное исследование аналитической компании ARC Advisory и DC Velocity Magazine показало, что большая часть компаний намерена в первую очередь инвестировать в решения для управления складом (WMS-решения). Автоматизацию, по данным отчета, стимулируют изменение затрат на персонал, нехватка рабочей силы и повышение требований к пропускной способности склада.
В плане прикладных технологий более 60% опрошенных указали, что планируют закупку конвейерных и сортировочных систем. На следующем месте по популярности — шаттл-системы. Значительное число респондентов упомянули автоматизированные транспортно-складские системы (AS/RS) и автоматические транспортные тележки (AGV).
Кроме того, некоторые заявили о намерении в ближайшее время приступить к внедрению роботизированных складских систем.
Использование продвинутой аналитики для совершенствования бизнес-процессов
С ростом сложности складских процессов растет и потребность в мощных аналитических инструментах. Без доступа к детальной аналитике невозможно повысить эффективность приема и отгрузки товаров, улучшить управление товарными запасами и закупками, увеличить производительность труда и наладить работу с подрядчиками.
Современный складской комплекс генерирует большое количество данных, но, как правило, их трудно извлечь, обработать и получить необходимую информацию.
Продвинутые средства аналитики помогают точно измерить KPI на уровне как отдельных объектов, так и всего предприятия и использовать данные для реализации улучшений в основных болевых точках.
Также современная аналитическая система значительно уменьшает сроки формирования отчетов, позволяя отказаться от невероятно медленных и неудобных ручных процессов.
Внутренний аудит для выявления потребностей и ограничений
Сегодня WMS-решения — центральный элемент системы управления складом. Параллельно с ростом компании усложняется и ее ИТ-экосистема. WMS интегрируется с системой управления перевозками, чтобы эффективнее комбинировать заказы и снижать операционные затраты. Решение может интегрироваться и с онлайн-маркетплейсом, чтобы управлять фулфилментом.
Но, чтобы пользоваться преимуществами подобных интеграций, необходимо иметь в своем распоряжении современное WMS-решение с развитым API.
К сожалению, многие компании используют решения, построенные на устаревших технологических стеках. Нередко подобные системы уже не поддерживаются производителями или имеют ограниченный срок поддержки. Такие ограничения несут в себе угрозу для ключевых процессов складского комплекса и делают невозможным внедрение высокоэффективных технологий комплектации, например голосового отбора. Устаревшие решения не обеспечивают гибкое масштабирование во время сезонных акций, колебаний спроса, а также затрудняют тиражирование ИТ при запуске новых складских комплексов.
Путь к эффективной работе склада начинается с выявления точек и процессов, нуждающихся в усовершенствовании. Затем формируется стратегия по внедрению изменений и лучших практик для повышения качества фулфилмента и обслуживания клиентов, развития омниканальности. Под эти задачи подбирается оптимальное решение. Перемены не происходят мгновенно, но гибкие инструменты управления никогда не были настолько важны для бизнеса, как сейчас. Потому что главная задача любой компании — приспособиться к условиям новой реальности, реальности эпохи COVID.
Источник: Дмитрий Мартынов, официальный представитель Infor в России и СНГ